Нят-Нам.ру

Про Вьетнам

[НАЧАЛО] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЛУННЫЙ НОВЫЙ ГОД] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЧАЙ] [ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА] [ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ] [МУЗЫКА ВЬЕТНАМА] [ИЕРОГЛИФЫ ТЬЫНОМ] [БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВО ВЬЕТНАМЕ] [ТУРИЗМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ] [КАЛЛИГРАФИЯ] [ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ] [ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА] [СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ] [ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА] [ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ]

ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Предсказание и предзнаменование в культурно-религиозной традиции во Вьетнаме

В системе научного знания стран конфуцианской культурной традиции искусство истолковывать природные знамения, предсказывать судьбу человека или будущее правящей династии ценилось наравне с умением комментировать события классической китайской древности, сочинять стихи или врачевать людей. Во Вьетнаме представители оккультно-магической практики считали Ши Ньепа (тай-шоу Цзяочжи, 189?-226) своим родоначальником, но и конфуцианцы даровали ему титул Намзяо хок то («Предок учености в Намзяо»). Кроме этого, Ши Ниеп покровительствовал буддизму, люди ху (буддийские проповедники) составляли в его окружении большое число, в годы его правления в Цзяочжи сооружаются первые буддийские храмы и монастыри. Буддийские монахи, отшельники и патриархи сделали большую часть официально зарегистрированных летописями предсказаний X-XII вв. С XIII в. буддийские предсказания, а также чудеса и чудесные знамения исчезают со страниц официальных летописей, но продолжают играть большую роль в формировании корпуса легенд и преданий местных духов-героев.

Пророчество и предсказание – это действия сакрального порядка, поэтому они были связаны в первую очередь с персонажами государственного и народного пантеона духов. Речь идет об охранных духах разного уровня: правителях вьетских земель, общинных духах-хранителях, конфуцианских лауреатах и воинах-героях.

I. Предсказание

1) геомантика (фонг тхуи, диа ли)

Покровителем науки о «ветрах и водах» во Вьетнаме считается уроженец уезда Таоа (пров. Нгеан) Нгуен Дык Хуен, который в XVI в. выучился в Китае и прославился на родине удачным выбором захоронений. Подробные геомантические описания Вьетнама составлялись и до него: Гао Пянем в IX в. и Тю Ван Аном в XIII в. Если второй предшественник Учителя из Таоа был хорошо известен как выдающийся конфуцианец (покровитель вьетнамского конфуцианства), то первый использовал обширные познания в этой области для борьбы с вьетским духами. Намереваясь лишить вьетскую землю способности рождать в будущем героев и правителей, Гао Пянь пытался нейтрализовать действующих духов при помощи магии, а будущих духов – при помощи закапывания амулетов в места их возможного появления. И то, и другое, как известно, Гао Пяню не удалось сделать.

Во Вьетнаме геоманты принимали участие в выборе места для строительства крепостей, поминальных храмов, жилых домов и захоронений. Для жилых домов обычно подбирали правильное направление и дату закладки фундамента и установки крыши, а место для переноса столичной крепости или для захоронения предков выбиралось более тщательно. Вьетнамцы верят, что удачное захоронение предков благотворно сказывается на потомках. И, наоборот, нельзя беспокоить останки усопших предков, иначе это может иметь отрицательное влияние на живых родственников. При помощи подробной карты и специального геомантического компаса изучался рельеф местности, исток и направление геомантических жил лонг мать (досл. «жилы дракона»), тип геомантического рисунка будущего захоронения. Наиболее благоприятными типами считалось сочетание феникса с драконом (захоронение предков правящего рода), тигра с драконом (место-расположение Тханглонга), а также такие, как «шесть драконов борются за жемчужину», «единорог созерцает луну», «слон преклонил колени» и пр.

Один из важнейших видов предсказаний – указание на место рождения правителя. Делать это следовало очень осторожно, по возможности скрывая истинный смысл и звучание топонима (который после прихода династии становился запретным), а также скрывая от посторонних глаз явное выделение кхи (кит. ци) правителя (при помощи высаживания хлопкового дерева и размещения ступ вокруг монастыря Кофап, где должен появиться будущий правитель новой династии Ли).

Выбор места для переноса столицы – важнейшее государственное мероприятие, требующее, с одной стороны, подробного изучения, геомантических карт местности, с другой стороны, – благосклонного расположения местных духов-хранителей. В 1009 г. Ли Конг Уан (император Ли Тхай-то, прав. 1009-1027) опирался на геомантические планы крепостей Лонгтхань и Дайла, составленные танскими наместниками Ли Юаньси (духу в Аннаме, 822-826) и Гао Пянем (цзедуши в Аннаме, 864-868). В XVIII в. тюа Чинь и правители Тэйшоны тщательнейшим образом изучали местность для строительства новых столиц (в обоих случаях перенос не состоялся).

Зыонг Тон, геомант-отшельник из Нгеана, известный пристрастием сдавать провинциальные экзамены за других, в начале XVII в., по поручению тюа Чинь определил геомантически правильную ориентацию дворца правителя, который сооружался в Донгдо, за что был щедро вознагражден.

Захоронение предков правящего императорского дома, а также именитых военных и гражданских родов было связано с немалыми затратами (нанять хорошего геоманта стоило дорого). Как свидетельствуют литературные источники, с расходами в таком важном деле не считались даже бедняки, которые готовы были распродать все свое недвижимое имущество ради получения благоприятного места захоронения. Сдать конфуцианские экзамены суждено было лишь тем, кто помимо знания конфуцианских канонов, имел подобное захоронение, которое даруется семье за накопленные в поколениях добродетели. Благоприятное геомантическое расположение общины Мочать (уезд Дыонган, пров. Хайзыонг) и удачное захоронение на ее территории танского наместника У Хуня (духу в Аннаме, 841-843 гг.), предка вьетнамского лауреатского рода Ву, предопределило неизменный успех его отпрысков на конфуцианских экзаменах.

Неправильное захоронение или топтание на могилах предков могло привести к прямым физическим увечьям – слепоте и глухоте.

2) физиогномика (сэм тыонг), гадания (тьием доан).

Предсказание судьбы осуществлялось по традиционной схеме древнекитайского гадательного канона «Ицзин». Для определения набора гескаграмм использовались тростниковые палочки (50 палочек), начертание иероглифа, три монеты.

Гадание по внешнему облику проводится по лицу (выделяется 12 зон, 3 периода судьбы), по ладони руки (8 участков ладони – 8 триграмм), а также по всему телу (голова, лицо, руки, ноги, тело).

Популярным среди вьетнамцев является предсказание судьбы по методу ты ви – распределение по 12-ти отделам благоприятных и неблагоприятных сочетаний циклических знаков года, месяца, дня и часа рождения и 14 созвездий. Предсказание на 1 год считается краткосрочным, а на 10 лет – долгосрочным. В настоящее время существуют компьютерные программы для составления подобных гороскопов.

Другие виды народных гаданий – гадание у шаманов, гадание по паре вареных куриных лап, гадание по поэме «Киеу» и пр.

По своему внешнему облику благородный муж, не говоря о правителе, должен выделяться из общей массы. Как правило, это родинки на спине, напоминающие чешую дракона или созвездие Большой Медведицы, характерная выпуклость на лбу (солнечный рог дракона), длинные уши и свисающие до колен руки (признак мудрости), усы и борода (признак благородства и мужественности).

Духи-герои и духи-правители наделяются и необычными ка-чествами: огромный рост, богатырская сила, отвага, храбрость, ум. У будущего родоначальника всех вьетнамских правителей Нго Куена (прав. 938-944) «блеск глаз был подобен молнии, поступь величавая, как у тигра». Бесстрашная воительница III в. из Кыутяна по имени Чиеу Ау имела груди длиной 3 тхыок (1,28 м), перед сражением она завязывала их за спиной. Лауреат Нгуен Зоан Кхам не знал себе рав-ных в борьбе, а Динь Лыу – в подбрасывании волана ногой (да кау). Необычность могла проявляться и в странных формах: неумеренный аппетит (Ле Най за раз съедал 18 чашек риса и 12 чашек бульона, Ле Ньы Хо съедал за 7-х), странные повадки, боязнь дневного света и пр.

Как правило, необычное поведение являлось частью родовой (династийной, храмовой) легенды. Предполагалось, что будущий правитель, лауреат или полководец обязан проявить себя еще до официального признания («пока дракон еще скрыт»). В отношении будущих правителей – это, как правило, проявление недюжинных организаторских способностей и приобретение авторитета среди окружающих неординарными поступками (кража и убийство свиньи Динь Бо Линем, убийство буйвола для совместной трапезы Чинь Киемом).

3) астрология

Астрологическая палата (Ты тхиен зам или Кхам тхиен зам) занималась ведением календаря, фиксированием, объяснением и предсказанием аномальных небесных явлений (появление кометы, солнечное и лунное затмение, звездный дождь). Помимо этого она определяла благоприятные и неблагоприятные дни для важных государственных дел, исходя из традиционной нумерологической теории и принципов сочетаемости циклических знаков. В публикуемых до настоящего времени во Вьетнаме календарях обозначаются благоприят-ные и неблагоприятные дни недели для различных циклических знаков. В народной среде небесные явления получают собственное толкование, например: затмения солнца и луны – к переменам, комета – к войне, светящийся ореол вокруг луны – к засухе, выпуклая луна – к ливню. Среди вьетнамских буддистов распространен обычай гадания по небесным светилам и определения благоприятности/неблагоприятности определенных лет жизни.

4) ясновидение, устное или письменное (стихотворное) пророчество (шам).

В 1996-1997 гг. во вьетнамских печатных изданиях появились сообщения о двух ясновидцах: Бить Ханг, которую приобрела свой дар в результате укуса бешеной собаки, и Нгуен Ван Лиен, который без хирургического вмешательства пережил перитонит. В основном их услугами пользуются во Вьетнаме для определения места нахождения останков пропавших без вести в войну родственников. Некоторые обладающие паранормальными способностями вьетнамцы сотрудничают и с американской миссией по поиску пропавших американских солдат.

Предсказание будущего практически всех династий независимого Вьетнама сделал буддийский патриарх Ван Хань в начале XI в., много точных сведений о ближайшем будущем узнали современники известных ученых-отшельников Нгуен Бинь Кхиема в XVI в. и Нгуен Тхиепа в XVIII в. Известный точными предсказаниями Нгуен Ты Кы-онг задолго до восстания Чинь Суана предрекал переход трона тюа от Чинь Тунга (прав. 1570-1623) к Чинь Чангу (прав. 1623-1657), за что был отравлен Чинь Суаном. Нгуен Бинь Кхием составил несколько стихотворных сборников, в которых он в латентной форме предсказал, как считают исследователи, судьбу Вьетнама на 500 лет вперед. Его перу принадлежит следующее четверостишье:

«В [период] хвоста дракона и головы змеи будут военные невзгоды.
Раздоры повсюду повлекут вооруженные столкновения.
На крупе лошади и в козьей повозке кончатся герои.
Придут годы Обезьяны и Петуха, и увидим благоденствие».

Конец годы Дракона и начало года змеи – 1940-1941 гг., годы Лошади и Козы – 1942-1943 гг., а годы Обезьяны и Петуха – 1944-1945 гг. Будущий президент Хо Ши Мин, по-видимому, был хорошо знаком с этим текстом, поскольку еще в 1940 г. в конце хронологической таблицы, прилагавшейся к его известному стихотворению, по-священному вьетнамской истории, приписал: «1945 г.: Независимый Вьетнам».

Большинство письменных предсказаний строятся на зашифровке родового знака правящей династии, например: «восемнадцать сыновей – это дом Ли», «восточная опора – это дом Чан», «хлеб, серп и дерево – это дом Ле». Некоторые конфуцианские ученые допускали употребление запретных знаков, что становилось причиной бедствий, которые обрушивались на их семьи. К примеру, считается, что репрессии на род Нгуен Чая обрушились в результате намеренного употребления им табуированных имен минских императоров в своем известном «Воззвании по случаю умиротворения китайцев». Стихи-ответы (кау дой) многих лауреатов признавались впоследствии пророческими для их судеб.

II. Предзнаменование

Знамения бывают добрые, неблагоприятные и ложные.

1) вещий сон, непосредственные предначертания духов

В наиболее важных случаях духи приходят во сне самостоятельно. Это в первую очередь касается рождения будущего правителя. Например, матери Динь Бо Линя во сне явился величественный муж с верительной биркой и императорской печатью в руках и попросил разрешения перевоплотиться. Матери Ле Хоана приснился сон, будто из чрева ее вырос цветок лотоса, на котором сразу завязался плод. Рождение лауреатов и духов-героев было связано с появлением необычного света, падением звезды, заползанием во чрево сколопендры, перевоплощением духов.

Иногда приходилось специально обращаться к духам за предзнаменованием – кау монг. Желающему это сделать следовало в чистой одежде, после соблюдения поста, прийти в храм того духа, у которого хочешь получить предсказание и заночевать там. Иногда духи давали прямое предсказание, иногда – иносказательное. Для расшифровки этих сновидений существовали специальные толкователи снов. Например, если во сне солнце зашло в дом – к повышению по службе, а если выпадают зубы – жди смерти кого-то из близких. Соискатели ученых степеней на конфуцианских экзаменах ходили специально уз-нать о своих шансах в храм духа Чан Ву, расположенный на берегу Западного озера.

Нгуен Куи Дыку во сне явился дух самого Конфуция, посетовавший, что во вьетнамском Конфуцианском храме церемонии проходят нерегулярно. Нгуен Мау Тхиню во сне явился дух канцлера Зяп Хая и посоветовал не пытаться отменить его культ в уезде Зялам. Смерть жестокого и завистливого Ле Хи была предсказана небесным духом: «Ле Хи скоро будет лишен всего». Однако духам непозволительно принимать самостоятельные решения в вопросах, касающихся предречения грядущих событий – Нгуен Данг Као насильно заставил местного духа открыть ему будущее, за что Небо уничтожило алтарь этого духа.

2) зачатие от духа

Дух мог явиться женщине как во сне, так и наяву в облике дракона, обезьяны, выдры, нищего, бродячего геоманта и т.д. Весьма популярным был сюжет непорочного зачатия в буддийском храме или монастыре, но с последующим изгнанием (император Ли Тхай-то, дух Ман-ныонг из пагоды Фап Ван), либо от следа великана (Богатырь Зонг из Фудонга). Одновременно могло существовать несколько версий зачатия, например: Ли Конг Уан был зачат либо от духа в человеческом облике в окрестностях монастыря Тиеушон (официальная версия), либо от белой обезьяны (первая храмовая версия), либо от случайного столкновения с настоятелем монастыря (вторая храмовая версия).

3) рождение

В момент рождения выдающихся личностей фиксируются такие знамения, как «все помещение наполняется удивительным светом/ароматом» (это проявление кхи правителя), падение с неба звезд. Рождение правителя обязательно сопровождается природными знаками: при появлении на свет будущего императора Ли Тхай-то в области Кофап собака родила белого щенка, у которого на спине были пятна черной шерсти, узор которых составился в иероглифы «Сын Неба», а при рождении будущего императора Ли Тхай-тонга у одного буйвола в округе Чыонган отпали старые и выросли новые рога.

4) приход и деяния будущего правителя или духа-героя

Приход в этот мир будущего правителя обозначался потусторонними силами: местными духами или желтыми драконами, символизирующими фигуру императора. Динь Бо Линю желтые драконы помогали спастись при падении в реку, над Ле Хоаном желтый дракон нависал во время сна, как бы охраняя его. Дух горы донга Хоалы, неподалеку от алтаря которого проживала овдовевшая мать Динь Бо Линя, при помощи улиток начертал на листьях лотоса слова «Сын Неба».

Накануне назначения Нгуен Конг Ханга тхам тунг (канцлером), смены эры правления и провозглашения нового реформаторского курса под девизом Бао-тхай (в 1720 г.), к одному из его подчиненных во сне явился сунский премьер и реформатор Ван Аньши, что и было истолковано как добрый знак свыше.

Источники описывают случай несвоевременного прихода будущего императора (один из конфуцианских учеников в Нгеане), который должен был уйти из жизни еще до сдачи провинциального испытания, поскольку мандат на правление династии Поздние Ле к тому времени еще не был исчерпан.

Успех в делах правителя также предвещался появлением желтого дракона. Сообщения летописей по XI-XII вв. пестрят указаниями на присутствие дракона то на строительстве крепостей, дворцов и храмов, то во время праздника, то во время военных походов на Чампу и в предгорные районы.

5) сдача конфуцианского экзамена

Известие о предстоящей сдаче экзаменов могло быть передано через хозяйку постоялого двора, паромщика, старуху на рынке, случайного прохожего, даже вора, которому являлось свыше знамение (небесный глашатай, зачитывающий списки сдавших, и т.п.). Если Дао Шы Титю было суждено сдать экзамены, то даже такая каждодневная неблагоприятная примета, как встреча женщины у выхода из дома, уже не могла помешать исполнению воли Неба. Непосредственно сдавать экзамены помогали духи известных ученых-конфуцианцев, которые нашептывали на ухо комментарии, помогали подобрать удачную стихотворную рифму, насылали боль в животе на сильных соперников.

6) преждевременная смерть правителя, падение правящей династии

Неблагоприятные для правителя Динь Бо Линя и правящей династии Динь знамения проявляются в поврежденном захоронении (геомантический рисунок «меч в голове лошади» вызывает насильственную смерть), в нанесении порчи символам верховной власти (выступы нефритовой верительной бирки кхюэ обломились при столкновении с носом лодки будущего правителя). По преданию, династия Чан в XIV в. пресеклась по причине того, что был прорыт канал, перерезавший лонг мать. На основании употребления сокращенного начертания иероглифа «коук» («государство») в кау дой, написанном в начале XIV в. лауреатом Мак Динь Тьи, предком основателя династии Мак, было сделано предсказание о недолгом правлении новой династии. Справедливости ради стоит отметить, что многие «предзнаменования» могут быть более позднего происхождения, чем сами «предсказанные события».

Падению власти Ле-Чинь на севере предшествовало неблагоприятное знамение прямо напротив дворца тюа Чинь – озеро Возвращенного меча озарилось светом, идущим со дна озера наверх, вода в озере закипела, водные существа погибли в большом количестве. Прорицатели утверждали, что священный меч, обороненный Ле Лоем, покинул озеро, а с ним закончился и мандат на правление.

7) ложные (сфабрикованные или неверно истолкованные) знамения

Литературные источники зафиксировали немало случаев лже-пророчеств, причем некоторые из них впоследствии сбывались. Один провалившийся на экзаменах соискатель для того, чтобы не выслушивать упреки жены, ночью незаметно пробрался к дому, забрался на крышу и, подражая голосу Духа Земли, гулко (в кувшин) произнес прорицание, что если ее муж в этот раз сдаст экзамены, то она скоропостижно умрет, а если нет, то в следующий раз он непременно сдаст и все будет хорошо. Домой он пришел через сутки, и его жена несказанно обрадовалась тому, что он провалился. А еще через три года он действительно сдал на степень тиен ши. В другом случае благодаря фальсификации небесных списков тех, кому предстоит сдать экзамены в новом году, одному сельчанину удалось получить от общины средства на поездку в столицу.

Правда, были и трагические случаи неправильного истолкования пророчеств. До Тхить как-то увидел падающую в устье реки звезду и истолковал это таким образом, что наступил благоприятный случай для цареубийства. В результате, он был схвачен, ему раздробили кости, изрезали на полоски его тело и отдали на съедение подданным царства, которые поспешили их проглотить.

В. И. Антощенко

Ломоносовские чтения, 2004

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

[НАЧАЛО] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЛУННЫЙ НОВЫЙ ГОД] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЧАЙ] [ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА] [ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ] [МУЗЫКА ВЬЕТНАМА] [ИЕРОГЛИФЫ ТЬЫНОМ] [БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВО ВЬЕТНАМЕ] [ТУРИЗМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ] [КАЛЛИГРАФИЯ] [ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ] [ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА] [СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ] [ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА] [ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ]

Наверх




Форум | Контакты | Новости Нят-Нам.ру | Про Вьетнам | Вьетнамские мифы и сказки | Философия Вьетнама | Картинная галерея | Тематические страницы | Другие ресурсы | Библиотека

Copyright © "Нят-Нам.ру", 2004.