Каллиграфия. Статьи

Закрыто
ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Каллиграфия. Статьи

Сообщение ozes » 26 окт 2009, 11:24

Юань Пу
История китайской каллиграфии:

http://www.calligraphy.mvk.ru/?idx=85&sw=p&idsub=585

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Каллиграфия. Статьи

Сообщение ozes » 26 окт 2009, 11:25

Юань Пу
Каллиграфия и здоровье

Каллиграфия – это искусство письма. В Китае проживает множество любителей этого искусства. С одной стороны, благодаря своему очарованию каллиграфия – это традиционно китайское искусство с богатыми корнями, это основа китайской культуры. С другой стороны, из-за некоторых утилитарных функций она может стать своеобразным лекарством для тела. В данной статье я попытаюсь кратко изложить влияние каллиграфии на здоровье человека, ее влияние на мозговую активность, продолжительность жизни и т.д.

Каллиграфия поможет оптимизировать дыхание и восстановить духовное равновесие
Здоровье человека зависит от физических упражнений. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела, пальцы, плечи, спину и ноги. Такой вид упражнений довольно расслабленный, спокойный и в то же время очень действенный. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику Ци Гун «изменяет телосложение, двигает суставы». Когда занимаешься каллиграфией, забываешь свои проблемы и заботы – ты полностью концентрируешься на первом движении кистью, делаешь глубокий вдох и замираешь. Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье; после занятия каллиграфией всегда чувствуешь себя свежим и помолодевшим.

Процесс письма восстанавливает дыхание. Письмо походит на гимнастику Тайцзи-цюань, которая «упражняет тело снаружи и закаляет дух изнутри». Тайцзи-цюань изучает различные положения ладони, уделяя внимание каждому жесты и движению. Каллиграфия занимается примерно тем же. Гимнастика Тайцзи-цюань практикует метод «вода точит камень», очень медленно, но иногда и быстро, развивает глубокое дыхание, выступает посредником между реальным и нереальным. Пусть мозг контролирует дыхание, а дыхание пусть контролирует пальцы, когда мы пишем. Но нельзя позволить, чтобы только пальцы контролировали кисть, неважно, что она мажет на бумаге. Нужно дать волю всем силам. Найди центр кисти, каждый мазок должен быть энергичным. Поэтому и Тайцзи-цюань и каллиграфия практикует практически одно и тоже – тренируют дыхание и закаляют тело.

Взяв кисть сконцентрируйся на совершенном, мысль должна быть ясна и безразлична к славе и достатку, сознание не нарушается внешним влиянием, внутренние Инь и Янь должны быть сбалансированы, что гарантирует телесное здоровье, останавливает деление клеток, обмен веществ замедляется. Каллиграфия восстанавливает душевное равновесие, отбрасывая все разрушительные помыслы и влияние – это как Ци Гун и Тайцзи-цюань. После занятия каллиграфией чувствуешь себя бодрым и воодушевленным, дыхание ровное.

Каллиграфия укрепляет мозг и развивает внимательность
Правая мозговая доля отвечает за чувство ритма, темперамент, рисование, воображение – это все основополагающие факторы для занятия каллиграфией. Правильные линии, структура симметрии, равномерность, ритм, темп – это каллиграфия. И это все, на что влияет правая мозговая доля. За всю историю Китай пережил множество изменений письменности. Пиктограмма состоит из основной точки и штриха, которые пережили множество изменений – все это проходило под влиянием правой мозговой доли, это сформировало самобытный китайский характер и оказало влияние на формирование общей письменности. Эти процессы повлияли на появление такой науки как Востоковедение.

Видеть, наблюдать, анализировать. Способность к наблюдению относится к общему восприятию формы объекта мозгом и дальнейшим анализом характеристик объекта, его природы, взаимосвязей, правил. Я пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее воспринимают информацию, у них очень развита внимательность. А после изучения каллиграфии их наблюдательность становится еще лучше.

Письмо – это процесс, использующий работу руки и мозговую активность. Лучшие образцы каллиграфии имеют самую тонкую структуру. Перед тем как взять кисть в руки, следует долго и внимательно тренироваться в альбоме. Каллиграфия – это своеобразный угол зрения, это модель, которая состоит таких элементов как точка, линия, поверхность, черное и белое пространство. Чем больше наблюдаешь, тем яснее понимание. Копирование чужих работ очень важно для начального этапа. Это учит не только тому, как сделать первый штрих, какую начертить линию, где сделать разрыв и как закончить, самое главное, что копирование развивает внимательность. Сначала ничего не будет получаться, линии будут кривыми и штрихи личными, но терпение, внимательность и целеустремленность обязательно приведет к прогрессу.

Люди, которые начинают заниматься каллиграфией очень часто расстраиваются из-за того, что у них сначала ничего не получается. Ничего страшного здесь нет. Только упорный труд и старание могут помочь. Начинайте писать стандартные формы из учебника, и со временем после анализа своих работ, после долгих раздумий и озарений у вас начнет получаться настоящее искусство.

Итак, копировать учебник – это конечно примитивно и очень просто, но этим занятием нельзя пренебрегать, так как оно в итоге научит вас трехмерному видению пространства листа.

Каллиграфы живут дольше
То, что каллиграфия продлевает жизнь – это абсолютно научный, доказанный факт. Древние и современные каллиграфы все жили дольше обычных людей, например четверо известных каллиграфов У, Янь, Ли и Чжао каждый прожили более 70 лет. В то время это было очень серьезным показателем. Янь Чженьцин в свои 76 лет был совершенно здоров, и конечно прожил бы дольше, если бы не был убит восставшим солдатом. Каллиграф Вэнь, живший во время династии Мин, прожил 89 лет, Ли-ан Тоншу, династия Цинь, дожил до 92 лет, современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов прожил 95 лет.

http://www.calligraphy.mvk.ru/?idx=85&sw=p&idsub=584

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Каллиграфия. Статьи

Сообщение ozes » 26 окт 2009, 11:26

Цигун-каллиграфия – метод взаимосочетания тренировки цигун с писанием картин и иероглифов. При этом необходимо перед опусканием кисти [на бумагу] устранить лишние помыслы, сконцентрировать мысль, затем объединить мысль с силой кисти, и войти в процесс писания. Также можно перед опусканием кисти погрузить ци в нижний дань-тянь , и использовать мысль для того, чтобы ци из дань-тяня достигала локтя и кисти [руки], а сама мысль была бы на кончике кисти [для письма], сила кисти [для письма] при этом естественно выходит из дянь-тяня.
Есть мастера цигун-каллиграфии, которые могут с помощью движения ци пользоваться кистями весом в несколько килограмм (под названием «огромная кисть»), длинной в метр, для письма, при этом двигая кистью легко, свободно и без усилий поднимая такой вес. Сочетание каллиграфии и цигун может помочь поднятию уровня искусства каллиграфии.

简明气功辞典。上海科学技术出版社。2000。书法气功。
Словарь по цигун. Шанхайское научно-техническое издательство. 2000. Цигун-каллиграфия.

С форума ЧЖУН И.

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Каллиграфия. Статьи

Сообщение ozes » 26 окт 2009, 11:27

Лобусов Егор Викторович

Каллиграфия

Можно ли одним словом описать весь мир? Можно ли свести каллиграфию к одному штриху? Полагаю — нет. И десяти тысяч слов не хватит, чтобы вместить всю широту этого явления. Поэтому и не будем пытаться в многословной суете уловить суть, а попытаемся лишь коснуться некоторых моментов, но не в силу их важности или доминирования, а просто делая первый шаг на пути в много тысяч вёрст.

Начнём издалека. В Китае за несколько тысяч лет существования традиционной культуры сформировалась одна наука, аналогов которой мы не встретим на Западе, и в силу её обширности и многоохватности она долгое время оставалась незаметной. Речь идёт о науке воспитания жизненности, или «ян шэн сюе». Суть её — счастливое и здоровое долголетие человека, а подразделами она включала в себя и медицину, и методологии различных психофизических упражнений, и диетологию с ритмологией, и многое другое. Базовыми положениями этой науки являлись даосские представления о мире: Путь-дао, ци, инь-ян, пять движений и т.д. В задачи ян шэн сюе входило регулирование трёх начал человека (тела, ци и духа) и приведение их в естественное состояние со-резонантности с началом всех вещей — Путём-дао. Можно сказать, что существовало два подхода к этому вопросу: внешний, когда на человека воздействовал врач, лекарства или диета – и внутренний, когда человек своими усилиями осуществлял саморегуляцию. Во втором случае во главу угла ставилась работа сознания и первоочередной задачей являлось приведение сознания в тихое состояние. Об этом говорит глава 16 одного из основных памятников даосской мысли трактата «Дао Дэ Цзин»:

Дойди в пустоте до предела.
Блюди покой со всем тщанием.
Все вещи в мире возникают совместно,
Я так прозреваю их возврат.
Вещи являются без порядка, без счета,
И каждая возвращается к своему корню.
Возвращение к корню — это покой,
Покой — это возвращение к судьбе.
Возвращение к судьбе — это постоянство,
Знание постоянства — это просветленность,
А не знать постоянства — значит слепотой навлечь беду.
(пер. В. В. Малявина)

И для достижения такого покоя использовался широкий арсенал созерцательных практик и, в том числе, каллиграфия. Ведь когда кисть двигается по бумаге, в её движении отражается наше состояние, и для ровного, плавного и текучего движения необходимо сознание, не обременённое посторонними мыслями, а каждое суетное движение души будет проявляться искажением выписываемой черты. А из современной физиологии известно, что почерк человека остаётся одинаковым, в чём бы он не держал ручку: в любой руке, ноге или зубах. Естественно, привычной рукой будет выходить ловчее всего, но суть почерка не изменится. Таким образом, мы пишем не рукой и уж тем более — не ручкой, а нашим сознанием. Рука — лишь проводник мыслей. Кисть каллиграфа — как самописец сейсмографа, регистрирующий тончайшие колебания его души. Поэтому, любуясь произведениями мастеров, мы можем наслаждаться ясностью и твёрдостью его ума, или же наоборот — безудержными и непредсказуемыми скачками мысли, которая движется в невообразимую сторону под влиянием творческого импульса. Именно поэтому на письмо будет влиять масса деталей: скажем, радующая взгляд тушечница, в которой перед актом творчества минут 40, а то и час растирается прекрасная тушь, выпитый с другом за приятной беседой чай, возникшая радость по поводу первой распустившейся зелени – да что угодно. И поэтому существует столько стилей и направлений, среди которых не может быть лучших или худших.

Но чем яснее ум — тем меньше внешних причин сможет поколебать его твёрдость, тем менее зависимым делается творчество, тем больших оно достигает вершин, присутствуя всегда, здесь и сейчас.

http://www.calligraphy.mvk.ru/?idx=107&sw=p&idsub=992

Закрыто

Вернуться в «Каллиграфия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя

Поделиться: