Бетель

Новости, традиции, путешествия, культура и другие вопросы.

Модератор: tykva

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 11:55

Бетель на свадебных церемониях:
viewtopic.php?p=75928#p75928
viewtopic.php?p=57903#p57903

Бетель и долгожители:
viewtopic.php?p=48672#p48672


Бетель (лат. Píper bétle) — вечнозелёное многолетнее растение, листья которого имеют лекарственные свойства и используются как специи.

Изображение
Бетель

В Индии и частях Юго-восточной Азии листья жуют вместе с гашеной известью и кусочками семян пальмы катеху (арека) (Areca cathecu), которую иногда ошибочно по ассоциации называют «betel nut». Гашеная известь используется для того, чтобы сохранить активные вещества в форме свободного основания, позволяя им проникнуть в кровеносную систему сублингвально. Семена пальмы катеху содержат алкалоид ареколин, который стимулирует слюноотделение (слюна окрашивается в красный цвет) и сам является возбуждающим средством. Эта смесь, известная под названием «бетелевая жвачка», используется уже несколько тысяч лет. Иногда добавляется табак.

Листья бетеля используются в качестве возбуждающего средства, антисептического средства и освежителя дыхания Paan. В аювердической медицине их используют как афродизиак. В Малайзии ими лечат головные боли, артриты и боли в суставах. В Таиланде и Китае ими облегчают зубную боль. В Индонезии их пьют в виде настоя как антибиотик. Также настой используют для лечения несварения желудка, местного лечения запоров, в качестве противоотёчного и как вспомогательное средство при лактации. В Индии бетель используется для лечения от глистов (выведения).

Бетель и арека играют важную роль во вьетнамской культуре. Существует вьетнамская поговорка «беседа начинается с бетеля», относящаяся к обычаю жевать бетель на официальных мероприятиях или для «растапливания льда» при щепетильных разговорах. Листья бетеля и семена ареки используются в церемониях традиционных вьетнамских свадеб. Согласно народной сказке о происхождении этих растений, жених по традиции предлагает (среди прочего) родителям невесты листья бетеля и плоды ареки в обмен на невесту. Бетель и арека — настолько важные символы любви и женитьбы, что вьетнамская фраза «вопросы бетеля и ареки» (chuyện trầu cau) является синонимом свадьбы.

Из Википедии


Статья про бетель на вьетнамском языке:
http://vi.wikipedia.org/wiki/%C4%82n_tr%E1%BA%A7u

(Ăn trầu - жевать бетель, бетель - trầu).

В современном Вьетнаме бетель жуют только старушки, а раньше жевали все вьетнамцы.

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 11:58

Trầu têm cánh phượng - листья бетеля в виде феникса, используются для торжественных церемоний:

Изображение

В составе - орех арековой пальмы, листья бетеля, чуточку гашенной извести, чуточку табака.

Такие украшения из бетеля используются в качестве приношения на первой церемонии свадебного обряда (на церемонии сватовства).

Изображение

См. Свадебный обряд.

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:09

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:10

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:11

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:15

Изображение

Изображение


Церемония угощения гостей бетелем на празднике на холме Лим:
viewtopic.php?p=25416#p25416

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:18

Е.С. Соболева

Бетель в Южной и Юго-Восточной Азии

Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. форума. 6-9.04.2004 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004, с. 189-192.

Во многих странах бассейна Индийского и Тихого океанов принято жевать листья бетеля (Piper betle). Они оказывают слабое, но достаточно ощутимое наркотическое действие. Из листа делают сверток, внутри которого находятся орех арека, известь (чтобы стимулировать выделение слюны), пряности и другие местные ингредиенты. Бетелевую жвачку жуют сразу же или закладывают между щекой и десной, где она может находиться в течение нескольких часов, даже во время сна.

Впервые подробно описали обычаи подавать и жевать бетель португальцы, добравшиеся до побережья Индии в 1498 г. На языке малаялам лист перечного растения - лианы Piper betle называют vettila, плод арековой пальмы Areca catechu - adakka/adekka. В европейские языки название этой смеси и ее составляющих вошли через португальский язык.

Португальцы, обосновавшись в Гоа в 1511 г., быстро пристрастились к бетелю. Уже в 1513 г. губернатор Португальской Индии Аффонсу де Албукерюи жаловался, что у его соотечественников «полно бетеля и черных женщин». Местные женщины «жевали бетель с утра до вечера и не могли ни дня без него обойтись»; очевидно, они приучали к этому и своих мужей. Позднее в Нидерландской Индии именно эта привычка отделяла вновь прибывших голландцев от живших там давно.

Почти десятая часть человечества употребляет бетель. Он стал важным элементом обрядовой и социальной жизни многих народов Индийского субконтинента и о-ва Цейлон, юга Вьетнама, Бирмы, Индонезии, Филиппин, отдельных районов Китая, о-вов Тайвань и Хайнань, западной части Океании - от о-ва Новая Гвинея до Каролинских о-вов в Микронезии и о-вов Тикопия и Санта Крус в Меланезии. Археологи обнаружили семена бетеля и арековой пальмы в Таиланде (5500-7000 г. до н.э.), на окраинах региона (о-в Тимор на востоке Малайского архипелага, о-в Палаван Филиппинского архипелага) бетель культивировали в 3 тыс. до н.э.

Прародиной бетеля является Юго-Восточная Азия. Оттуда он распространился в другие районы, прежде всего, в Индию. Мигранты привезли бетель на о-в Мадагаскар, о-ва Реюньон, в отдельные районы Восточной Африки (Занзибар, провинция Танка в Танзании). На о-вах Фиджи параллельно существуют две традиции: меланезийцы употребляют каву - напиток из корней перечного растения Piper methisticum, индийцы — бетель.

Популярность бетеля объясняется многими причинами. Во-первых, Piper betle растет в районах с влажным жарким климатом; там он дешев и доступен для всех. В северных районах Китая, куда бетель привозили из Вьетнама или Бирмы, он считался роскошью и в XIX в. был быстро вытеснен опием.

Во-вторых, ингредиенты бетелевой смеси обладают особыми фармакологическими свойствами, в частности, способностью успокаивать чувство голода и боль, повышать настроение, вызывать прилив бодрости. Бетель давали мальчикам перед обрезанием, вдовам в Индии - перед тем, как отправить их на погребальный костёр (обычай «сати»), в Китае преступникам - перед казнью.

Согласно индийскому медицинскому трактату I в. н.э., бетель «очищает рот, придает ему сладкий аромат, красоту, очищает и укрепляет голос, язык и зубы, челюсти и органы чувств, и вообще защищает от болезни». В трактате IV в. н.э. перечислены «13 свойств [бетеля], которые вряд ли можно отыскать под небесами. Он острый, горький, пряный, сладкий, соленый, вяжущий; он изгоняет ветры, убивает глистов, убирает слизь, ослабляет дурные запахи, украшает рот, способствует очищению и разжигает страсть». Авиценна использовал бетель как кровоостанавливающее средство. В Меланезии считали, что бетель помогает бороться с жарой, стимулирует работу кишечника и убивает паразитов.

Данные науки впоследствии не подтвердили многие из этих положений, в том числе свойства укреплять зубы, десны и придавать рту приятный запах. Без надлежащей чистки зубы любителей бетеля чернеют и покрываются зубным камнем, десны воспаляются. Медики изучают возможную взаимосвязь бетелевой смеси с раком полости рта.

При жевании активный агент (алкалоид) ареколин, содержащийся в орехе арека, превращается под воздействием извести в другой алкалоид - арекаидин. Они, как и масло в свежем листе бетеля, вызывают чувство эйфории и действуют во многом подобно никотину. Алкалоиды способствуют пищеварению, нейтрализуя образующиеся в желудке кислоты. фенол, содержащийся в листе бетеля, обладает антисептическим и болеутоляющим действием. Тяга к бетелю бывает не менее сильна, чем к табаку и к наркотикам.

В-третьих, фенол придает бетелю еще одно качество - окрашивает слюну в красный цвет. Представления о магической силе слюны и крови, с которой нередко ассоциируют бетелевую жвачку, объясняют важную роль этих элементов в религиозной и социальной сфере многих народов региона, прежде всего, в обрядах жизненного цикла (обрезание, подпиливание зубов, протыкание мочек ушей, надевание брахманам священного щнура и др.). Отказ от бетеля символизировал состояние траура. В народных верованиях и магии бетель умилостивлял и отгонял злых духов.

Наконец, в-четвертых, культура потребления бетеля выработала как нормы этикета, так и широкий набор предметов утвари (ножи и щипцы для орехов, ложечки и сосуды для извести и других ингредиентов, ступки, подносы, плевательницы и др.), которые составляют, вслед за одеждой и украшениями, важную область материальной культуры. В Юго-Восточной Азии приборы для бетеля входили в число королевских регалий и дипломатических даров, передавались по наследству.

Европейцы в Азии сразу же столкнулись с бетелем как с одним нз центральных элементов дворцового этикета. Отказ взять бетель из личного сосуда владельца расценивался как оскорбление. Соответственно, принимая местных правителей у себя, европейцы вынуждены были придерживаться местного этикета. Совет по делам Индий разрешил генерал-губернатору Нидерландской Индии приобрести официальный прибор для бетеля.

Название жевательной смеси в восточных языках включает названия листа бетеля и плода арековой пальмы: на хинди - pan-supari, на малайском - siri-pinang. Методы обработки ореха арека определяют способы потребления бетеля. Первый способ распространен в Китае, Таиланде, Кампучии, Лаосе, Вьетнаме, восточной Индонезии, западной Океании: там используют свежий арековый орех, который легко жевать и резать ножом. Другой способ распространен в Индии и зоне индийской культуры - Бирме, части Таиланда, Малайзии, западной Индонезии; там используют сушеный арековый орех, который дробят специальными резаками; иногда его варят в молоке или сиропе, окрашивают в разные цвета.

Лист бетеля мажут известковой пастой. Известь делают из мела, коралла, морских раковин, пережженных в печи при температуре 1000 градусов, гасят водой, толкут в порошок; к ней можно добавить кокосовое масло и сливки, сыворотку, сахар, на Цейлоне - розовый или желтый раствор куркумы. Вкусовыми добавками служат: в Индии - паста (на хинди - katha) из бобов акации и орехов арека, содержащая придающий ей терпкость танин; в Малайзии и Индонезии - состав из листьев и ростков Uncaria gambir; листья табака в свежем, вареном и сушеном виде с добавлением благовоний и розовой воды. Кроме того, в бетель добавлялись укроп, куркума, шафран, тмин, кориандр, мускатный орех, имбирь, кардамон, корица, гвоздика, семечки арбуза и огурца, ментол, сахарный сироп, розовая вода, мятная эссенция, кокосовая стружка, леукофиллум (серебряная фольга), камфора (как афродизиак, вызывающий эйфорию), и др.

Наличие экзотических (мускус, амбра) и дорогих субстанций в бетеле подчеркивало статус владельца. Французский путешественник XVII в. Тавернье наблюдал, как в бетель правителя Бантама (о-в Ява) добавляли толченый жемчуг.

Приготовление бетеля было превращено в искусство. На вкус, красоту и цену готового продукта влияли и эстетические его параметры - вид, цвет смеси. В Индии предпочитали нарезать лист бетеля кусочками треугольной формы; на севере делали конические свертки, на юге - цилиндрические; требовалось правильно срезать лучшие и худшие части с ореха арека, тонко нарезать их, получить кусочки нужной формы.

Знатоки могли определить по листу не только сорт бетелевой лозы, но и способ ее выращивания. Считается, что на вкус листа влияет сорт растения, вокруг которого обвивалась лиана Piper betle (предпочитали капок и кокосовую пальму). Листья срывали с дерева и доводили до готовности, покрывая рисовой соломой или закапывая в землю, а от пересыхания защищали, держа в воде или завернув в мокрую ткань.

В Индии на выращивании бетеля специализируются касты бараи и торея, на продаже - тамболи. Они связывают это растение с культом змей; бараи верят, что королева нагов создала бетель из верхушки своего мизинца. В XVII в. англичане называли их бетелевые сады и огороды сатанистскими храмами. При продаже из листьев бетеля удаляли стебель и жилки, поскольку, по легенде, змея принесла герою бетель во рту, держа лист за стебель.

Этикет приготовления и подачи бетеля был очень сложен, особенно при дворах. Правитель, принимая послов, постоянно жевал бетель, и вокруг его трона располагались служанки с приборами. Передача бетеля придворным символизировала передачу ответственности. Нюансы этикета показывали отношение к посетителю: время предложения бетеля означало начало либо конец визита, количество - продолжительность беседы, способ передачи - из рук или на подносе - социальную близость или дистанцию, качество утвари - желательность гостя; не менее сложны нормы сплевывания слюны в специальные плевательницы. Угощение гостей бетелем из своего личного прибора или даже изо рта означало высшую степень благоволения. Правда, поскольку к извести могли подмешать яд, гостю разрешалось брать лист и орех из прибора хозяина, а известь приносить с собой.

Дамам полагалось уметь изящно и красиво готовить бетель в присутствии своих возлюбленных, мужей и их родственников. Бетелю отводилась важная роль в обычаях ухаживания и брака. Дальним родственникам, подчеркивая родственные связи, не предлагали бетель во время свадебных и погребальных обрядов. Некоторые индийские касты разрешали жевать бетель только лицам, состоящим в браке, а неженатым брахманам, студентам, аскетам, овдовевшим — запрещали. Бетель регулярно подносили друзьям, гостям, начальникам, сверхъестественным силам.

В конце XX в. политические и экономические перемены в регионе сузили ритуальную и социальную сферы потребления бетеля. Усилилась конкуренция между продуктами, обладающими сходными свойствами: согласно классификации немецкого фармаколога Л. Левина, бетель, кат, кофе, чай, какао и табак составляют особую категорию наркотических веществ - Excitantia (букв. возбуждающих). Несмотря на религиозные запреты, жители Юго-Западной Азии не отказались от ката, а п-ва Индостан - от бетеля.

В Индии бетель включен в число восьми жизненных удовольствий (bhogas), к которым относили также притирания (мази), благовония (ладан), женщин, музыку, постель, пищу и цветы. Возможно, устойчивость традиции бетеля в Южной и Юго-Восточной Азии объясняется тем, что на него в меньшей степени распространяются социальные и религиозные ограничения, связанные с пищей, и что борьба с ним ведется менее активно, чем с алкоголем и табаком. В Бирме и Шри Ланке буддийские монахи, которым курение запрещено, жуют бетель как стимулятор для медитации.

Дома бетель ныне готовят реже и с меньшими формальностями. Зато в ресторанах после еды подают экзотические жевательные смеси, а уличные торговцы предлагают бетель разного состава, в том числе местные варианты «фаст фуд» (с ареком машинного помола, ментолом и пр. в промышленных упаковках). Новые, недорогие и несложные в употреблении продукты, не без влияния рекламы, удовлетворяют потребность человека в удовольствиях. Бетель сдает свои позиции табаку и алкоголю, которые завоевывают всё большую популярность среди молодежи.

http://ec-dejavu.ru/b-2/Betel.html

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:22

Частушка (казао):

Cái cò trắng bạch như vôi,
Có về lấy lẽ chú tôi thì về!
Chú tôi chẳng đánh, chẳng chê,
Thím tôi móc ruột, lôi mề, ăn gan.


Перевод Николая Гумилева (См. Николай Гумилёв. Индокитай):

Что это так красен рот у жабы,
Не жевала ль эта жаба бетель?
Пусть скорей приходит та, что хочет
Моего отца женой стать милой!

Мой отец ее приветно встретит,
Рисом угостит и не ударит,
Только мать моя глаза ей вырвет,
Вырвет внутренности из брюха.

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:26

Вьетнамская проза средних веков. Рассказ о бетеле:
viewtopic.php?p=25950#p25950


Изображение
Женщины, жующие бетель (старое фото)

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:28

Изображение
Участников праздника приглашают отведать традиционный бетель на фестивале культуры народности мыонг

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:34

Изображение
Старая торговка бетелем и листовым чаем на рынке у моста с черепичной крышей в деревне Тханьтоан

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 07 янв 2010, 12:54

Изображение

На марках - иллюстрация к сказке о происхождении арековой пальмы и традиции жевать бетель у вьетов.

Рассказ о том, oткуда возник бетель

"Во времена Хунг выонга Четвертого жил знатный человек очень высокого роста. Государь сделал его родовой фамилией слово као, что значит - высокий. У него родились два сына, старшего назвали Тан, младшего — Ланг. Наставником у них был даос из рода Лыу.

В семье Лыу росла девушка. Когда ей исполнилось семнадцать или восемнадцать лет, она стала несравненной красавицей. Ей приглянулись юноши, приходившие к своему учителю, но кто из них старший, девушка не знала. Тогда красавица придумала такую уловку: она наготовила разных кушаний и пригласила обоих угоститься, но палочки для еды подала одни. Конечно, младший уступил их старшему. Узнав, что Тан старший брат, девушка попросила родителей выдать ее за него замуж. Вскоре сыграли свадьбу. Молодые души друг в друге не чаяли.

А Ланг загрустил. Он затаил в сердце обиду, ведь Тан все свободное время проводил с женой, да и обращался с ним не так ласково, как раньше. Наконец он не выдержал и ушел из дома. Долго блуждал юноша и вот вышел к какой-то деревушке. Дорогу ему преградила река — как тут переправишься? Сел он и залился слезами. Долго плакал Ланг, потом умер и превратился в дерево.

Заметив отсутствие младшего брата, Тан забеспокоился и отправился его разыскивать. Так уж случилось, что пошел он той же дорогой. Дойдя до места, где не стало Ланга, бросился он на землю возле корней дерева и лишил себя жизни. После смерти стал он каменной глыбой. Жена, удивленная, что Тан покинул ее и долго не возвращается, стала его искать. Поняв, что муж умер, она упала на землю, обняла камень и умерла, став лианой, обвившейся вокруг глыбы. Листья этого растения отличались приятным ароматом и резковатым привкусом. Сюда же в поисках дочери добрались и родители женщины. Узнав, что случилось, они горько заплакали, а после воздвигли храм и стали приносить жертвы. Проходившие мимо люди тоже заходили в него, возлагали дары, курили благовония, считая нежную дружбу братьев и супружескую верность достойными поклонения. Как-то в седьмой-восьмой луне мимо проезжал государь Хунг. Солнце нещадно палило, и он решил здесь отдохнуть. Правитель наслаждался тенью и прохладой, стоя перед храмом на камне и любуясь листьями лианы, обвившей все вокруг. Услыхав о случившейся здесь некогда истории, он приказал сорвать плод дерева (это был арек), взял лист лианы и стал их жевать. Затем государь сплюнул на камень, тот сразу покраснел в этом месте. Обнаружив, что смесь приятна на вкус, Хунг выонг приказал взять с собой изрядный запас плодов и листьев и вернулся во дворец. Государь велел также обжечь камень, получилась известь. Он смешал ее с плодом дерева и листом лианы и пожевал, при этом губы правителя окрасились в красный цвет. Вкус ему понравился, и он послал гонцов рассказать повсюду о чудесном кушанье. Именно с того времени берет начало обычай жевать бетель — так называлась лиана, потом этим словом стали именовать и всю эту смесь. С тех пор к свадьбам, к большим и малым торжествам люди прежде всего готовили запасы бетеля."

Предания Вьетнама

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 02 окт 2011, 09:23

http://vnexpress.net/gl/doi-song/cau-ch ... huong-nam/

Участники клуба песенного жанра куанхо пров. Биньзыонг готовят бетель для традиционного выступления

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 02 окт 2011, 09:23

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Бетель

Сообщение ozes » 02 окт 2011, 09:24

Изображение
Куски жевательного бетеля, приготовленные в форме феникса, выражают типичную культурную черту последователей куанхо

Закрыто

Вернуться в «Про Вьетнам»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], Yandex [Bot] и 23 гостя

Поделиться: