В поиске родины протоболгар

История и культура.

Модератор: Bayraktarov

Закрыто
ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:26

См. также Книги по истории Болгарии:
viewtopic.php?p=16914#p16914


Экспедиция в поиске родины протоболгар

Кто мы, болгары? Где наша прародина? Каково наше происхождение? Ответы на эти вопросы, кажется, затерялись во времени, несмотря на различные научные гипотезы и теории. Одно известно совершенно точно – наши прародители населяли земли древней Азии. Однако остается открытым вопрос, из какой части континента они произошли. Тезис ирано-персидского происхождения протоболгар находит все больше сторонников в кругах болгарской научной общественности. В поисках доказательств этой теории в Иран отправилась болгарская научная экспедиция.

Изображение

Скальные рельефы, как Мадарский всадник у г. Шумен, обнаружены в Северном Афганистане и на территории сегодняшнего Ирана.

Ученые единодушны во мнении, что болгары являются наследниками генетической смеси из различных племен и народов, которые в течение тысячелетий передвигались по нашей древней земле. Поэтому болгары и столь различны свиду – нет характерного болгарского типажа, они могут быть и светловолосыми, и брюнетами, глаза могут быть и голубыми, и карими, есть болгары и низкого роста с плотной фигурой, или же высокие и тонкие. Самые глубокие следы в нашем генетическом профиле оставили славяне, фракийцы и протоболгары, которые еще в VІІ веке основали свое государство в этой части Балканского полуострова. Участники масштабной научной экспедиции, однако, убеждены, что в болгарских венах больше всего крови протоболгар и что наши прадеды пришли на Балканы не из северной Сибири, как считалось долгие годы, а с территории сегодняшнего Ирана и гор Памир. Если ученым удастся доказать свою теорию, то она разобьет в пух и прах широко распространенную версию нашего славянского происхождения.
“В годы социализма в духе братской дружбы с русскими наш славянский ген должен был быть более сильным. Но правда в том, что большинство болгар вообще не имеет славянских черт, а в России их спрашивают, из какой бывшей советской республики они родом”, ‒ поделился в интервью Радио Болгария доц. Александр Илиев, член экспедиции и режиссер показанной по Болгарскому национальному телевидению документальной трилогии о происхождении болгар, который уже долгие годы занимается изучением этого вопроса. По его мнению, существуют неоспоримые факты в поддержку ирано-персидского происхождения протоболгар. Как, например, обнаруженный на севере Афганистана наскальный барельеф всадника “Раг е модар”, который, по сути, является прототипом известного болгарского Мадарского всадника у города Шумен, датируемого началом VІІІ века. Предполагается, что “мадар” происходит от слова “модар” и связано с культом бога Митры, древнеиранского происхождения. Подобия Мадарского всадника обнаружены и на территории сегодняшнего Ирана. Лингвисты установили, что в языке фарси есть более 800 слов, общих с болгарскими, некоторые из них пришли в наш язык из турецкого или арабского. Не говоря уже об общих моментах в обычаях, религиозных верованиях, культурных традициях... “Любопытные сходства есть, прежде всего, в таких науках как генетика, например, ‒ рассказывает доц. Илиев. – Нам удалось получить 58 ДНК-проб из Памира, которые доказывают большое сходство между нашими народами. Кроме того, исследование современного антропологического типа болгар показывает на 40% сходство с людьми, которые являются нашими дальними родственниками в Памире и Афганистане. Так что, вероятнее всего, мы являемся частью этой великой ирано-персидской цивилизации!”
В Иране члены экспедиции исследуют библиотеки и архивы, встречаются с местными историками и иранистами, чтобы собрать достаточно доказательств в поддержку своей теории ирано-персидского происхождения протоболгар. Впрочем, это далеко не первая подобная экспедиция. Доц. Илиев утверждает, что все исследования до сего момента приводят к следующему выводу:
“Наши сведения, которые пересекаются со сведениями многих хронистов того времени, показывают, что где-то через 150 лет после начала новой эры началось переселение народов из северной части Афганистана и южного Таджикистана, вызванное нашествием т.наз. белых гуннов. После тяжелых сражений наряду с другими народами и протоболгары покинули эти земли и переселились на Кавказ. Далее история болгарского народа уже известна. Протоболгары жили там, имели свои великие города, свои родовые объединения. При хане Кубрате появилась Старая Великая Болгария, а его сын Аспарух занял территории сегодняшней Болгарии и основал Первое болгарское государство”.

Автор: Венета Николова
Фото: Венета Николова
Перевод Елены Дымовой
Радио Болгария

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:43

А. Карасик. Именник болгарских ханов - Древнейшая Болгарская летопись - Протоболгары. Вопросы истории, 1950, № 5, c.114.

Изображение

В 1866 г. А. Н. Попов в числе текстов рукописей Еллинского летописца опубликовал один из важнейших документов по древней истории Болгарии, так называемый "Именник болгарских князей", имеющий большое значение для исторической науки. Однако текст "Именника" содержал много слов, смысл и происхождение которых были неясны.

Попытки прочтения "Именника" делались неоднократно, но были безуспешны. Большинство западноевропейских исследователей считало болгар тюркским племенем и искало ключ для расшифровки "Именника" в тюркских языках. Такая позиция особенно упорно отстаивалась немецкими историками и лингвистами.

Русский учёный-славист А. Ф. Гильфердинг, пытаясь прочитать "Именник", впервые решил прибегнуть к помощи венгерского языка. В 1868 г., через два года после опубликования А. Н. Поповым текста "Именника", А. Ф. Гильфардинг писал о словах этого текста, смысл которых был непонятен: "Они имеют явное сходство со словами языка мадьярского и сродных ему языков уральской ветви финского племени, вотяцкого и зырянского, и мы уверены, что знаток этих языков истолковал бы вполне удовлетворительно загадочные для нас "болгарские прозвища"1.

А. Ф. Гильфердинг, несомненно, указал правильный путь к изучению текста "Именника", но, к сожалению, его работа, содержащая истолкование отдельных тёмных мест "Именника", не была продолжена.

В 1946 г. проф. М. Н. Тихомиров опубликовал полные тексты и фотоснимки "Именника" по Синодальному списку Еллинского летописца и по "Хронографу" бывшего Уваровского собрания2. Публикация М. Н. Тихомирова значительно облегчила изучение этого исторического памятника.

Текст "Именника" в транскрипции М. Н. Тихомирова имеет следующее содержание:

"Авитохолъ жытъ лѣтъ 300, родъ емоу Дуло, а лѣтъ ем(у) диломъ твиремъ.
Ирник житъ лѣтъ 100 и 8 лѣть, род ему Дуло, а лѣть ему диломъ твиремъ.
Гостунъ намѣстникъ сый 2 лѣт(а), родъ ему Ерми, а лѣтъ ему дохсъ твиремъ.
Куртъ 60 лѣть, дръжа, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему шегоръ вѣчемъ.
Безмѣръ 3 лѣт(а), а родъ сему Дуло, а лѣтъ ему шегоръ вѣчемъ.
Сии 5 кънязь дръжаше княжение обону страну Дуная лѣтъ 500 и 15 остриженами главами.
И потомъ приде на страну Дуная Исперих князь, тожде я доселѣ.
Есперерихъ князь 60 и одино лѣто, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему верени алемъ.
Тервель 20 и 1 лѣт(о), родъ ему Дуло, а лѣтъ ему текучитемь.
Твиремъ 20 и 8 Лѣтъ, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему дваншехтемь.
Севар 15 лѣтъ, родъ ему Дуло, а лѣтъ ему тахалтомъ.
Кормисошь 17 лѣтъ, родъ ему Вокиль, а лѣтъ ему шегоръ твиримь.
Сии же князь измени родъ Дулов, рекше Вихтунь. Винехъ 7 лѣтъ, а родъ ему Укиль, а лѣтъ ему имяше горалемь.
Телецъ 3 лѣт (а), родъ ему Угаинъ, а лѣтъ ему соморъ алтемь. И сий иного рода (?).
Умор 40 дний, родъ ему Укиль, а ему диломъ тутомъ"3.

Нужно отметить что Уваровский список имеет чтения: "Есперих", а не «Есперерих", "Тервень", а не "Тервель".

Ниже мы помещаем перевод текста и его обоснование. Перевод сделан с помощью венгерского языка. Текст гласит: "Авитохол жил лет 300, род его – Дуло, при нём путь водителей верблюдов. Ирник жил лет 108, род его – Дуло, при нём путь водителей верблюдов. Гостун наместник 2 года, род его Ерми, при нём тлен водителей верблюдов. Курт – 60 лет княжил, род его Дуло, при нём – скудный посев. Безмер – 3 года, а род его – Дуло, при нём – скудный посев. Эти пять князей держали княжение по эту сторону Дуная 515 лет остриженными главами. И потом пришёл на другую сторону Дуная князь Есперих, где и доселе. Есперих князь – 61 год, род его – Дуло, при нём – кровавое правление. Тервень – 21 год, род его Дуло, при нём – богатство. Твирем – 28 лет, род его – Дуло, при нём – величие. Севар –15 лет, род его – Дуло, при нём – озерная рыба. Кормисошь – 17 лет, род его Укиль, а при нём – мало водителей верблюдов; этот же князь сменил род Дулов, названный нерадивым правителем, принесший голод 7 лет, а род его – Укиль, а при нём –жестокое правление. Телець – 3 года, род его Угаин, а при нём – печальное время. И этот другого рода. Умор – 40 дней, род его – Укиль, при нём – путь плотов".

Приводим словарь, легший в основу нашего перевода.

Дилом от gyalo – ход, шаг; gyalog –пешком, пешеходный.
Твиремь, или Твирем, или Твиримь от teve – верблюд, iram – направление, движение; irany – направление, курс. Твирем –собственное имя, водитель, верблюдов.
Дохс – doh – тлен, отмирание, dohos –затхлый, гниющий.
Шегор – от zsugori – скупой; zsugorodni – уменьшаться. Мягкие "джь" переданы буквой "ш".
Вечем от vetes – сев, посев; мягкое "т" передано звуком "ч".
Верени от ver – кровь, verekedni – сражаться, veres – кровавый, verezni – истекать кровью.
Алем от allam – государство, all-ni –стоять, становиться, состоять.
Текучитемь – от tehetös – богатый, зажиточный, tehetseg – мощь, способность.
Дваншехтем – от fenseg – величие. Звук "f" передан сочетанием "дв".
Тохалтом – от to – озеро (море), hal –рыба.
Окончание "темь" в словах текучитемь,
дваншехтемь, тохалтом указывает на массовость явления: tömeg – толпа, масса, tömeges – массовый, temeny – множество.
Вихтунь – от vih (vihet), от глагола vinni – нести, вести, водить; tunya – ленивый, нерадивый.
Винех – от vin-ni – нести, éhen – голодно, ehseg – голод.
Горалем – от gor – грубый, жёсткий, göres – напряжённый, сдавленный.
Сомор – от szompru – печальный, скорбный.
Алтемь – от öltö – отрезок времени, период.
Тутом – от tutaj – плот, лодка рубленая.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:43

Славянское выражение "обону страну" имеет то же значение, что "об он пол" в древнерусских рукописях, т. е. "на одной стороне", "на одном берегу". Выражения "род ему Дуло" и "лет ему дилом твирем" имеют дательный падеж – dativus incommodi, что характерно для древнеславянского языка.

Предпоследняя фраза рукописи и в том и в другом списке читается так: "И сии иного рад". Предполагается описка в этой фразе и исправление к ней: "И сий иного рода". Возможно, однако, что ошибки здесь нет и читать следует: "И сии иногорад", в одно слово "иногорад" – иноземец, человек с другого берега или из другого города. Смысловое содержание при том и другом прочтении одинаково.

Авитохол означает "посвящённый луне", avatas – посвящение, avat-ni – посвящать; hold – луна. Это имя относится не к отдельному лицу, а к народу. Легендарный срок жизни Авитохола – лет 300 – длительный период кочевого образа жизни народа. "Род ему Дуло" – du"lö значит "поле", степь, a dulo – водитель погонщиков.

В Ирнике некоторые историки видели сына Атиллы – Хернака. У нас нет оснований разделять это мнение. Имя Ирник созвучно угрскому слову hirnok, что значит "вестник". Он являлся как бы предвестником исторической эпохи болгарского народа. Годы его княжения – 108 лет – также сказочны.

Есперих – священнослужитель (esperes). До него все пять князей были с "остриженными главами". Можно думать, что в период княжения Еспериха изменился религиозный культ народа: Есперих уже был не с "остриженной главой".

Имя Тервель встречается и в византийских хрониках, что позволяет историкам предпочитать это начертание Тервеню, как его именует Уваровский список. Однако Тервень оправдывается смысловым содержанием. Тервень (terveny) значит "законный". Возможно, что это имя или прозвище возникло в силу того, что были менее законные претенденты на княжение.

Обращает на себя внимание собственное имя Кормисошь: körmöszos – когтистый. Греческие хроники называют его Кормесий, или Комерсий. Автор "Именника" весьма отрицательно относится к этому князю. Род Кормисоша – "Вокиль", или, как далее, повидимому, более правильно, дважды написано "Укиль". Летописец отрицательно относится к последним князьям не из рода Дуло. Он пишет, что после смены рода Дуло начался голод и настали печальные времена.

Приведённый перевод текста даёт основание для некоторых выводов. Во-первых, не только язык текста, но и личные имена князей указывают на языковое родство болгар и венгров; во-вторых, текст неправильно называется "Именником болгарских князей". Князья и даты их княжения являются лишь хронологическими вехами для летописца. Основное содержание летописи – жизнь болгарского народа. В изумительной по краткости форме летописец рассказывает о кочевом периоде, о переходе к земледелию, о завоевании страны, где болгары перешли к оседлому образу жизни; о развитии рыболовства и судоходства, о годах богатства и даже величия пришельцев-болгар; о смене правления, о голоде, о внутренних неурядицах и о прочих событиях за шесть с половиной веков.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:44

В летописи имеются три фразы, которые разрывают последовательное повествование и имеют характер пояснения или резюме предыдущего изложения. Это следующие фразы: "Сии 5 кънязь дръжа княжение обону страну Дуная лѣтъ 500 и 15 остриженами главами". Эта фраза заключает первый период истории болгар, отражённый в летописи; "Сий же кънязь измени родъ Дулов" – это новая грань в истории болгар, новый период, выделенный летописью; "И сии иного рода" – фраза относится к Телецу, который был представителем рода Угаин.

Таким образом, летописец стремился дать периодизацию истории своего народа и очень кратко – своё отношение к прошедшим событиям.

Наконец, летопись создана с помощью двух языков: славянского и угрского. Естественно предположить, что она возникла в Болгарии, когда угрский язык ещё бытовал среди болгар. Какими буквами писалась эта летопись? Угрской письменности не было. Греческим алфавитом нельзя было передать "шегор вечем". Но была ля тогда азбука Кирилла? Во всяком случае, летопись могла быть написана только славянскими письменами.

В летописи три раза встречается форма "Твиремъ" и один раз "Твиремь" в значении имени собственного. В иной транскрипции дано это слово в годы правления Кормисоша, а именно как "Твиримь". Летопись сообщает об окончании во времена Гостуна "пути верблюдов" – "дохсъ твиремъ". Странно, что почти через двести лет после Гостуна она отмечает "уменьшение пути верблюдов" – "шегоръ твиримь". Нам кажется, что в этом месте текста переписчик допустил ошибку и следует читать не "твиримь", а "виримь". Букву "т" переписчик возможно добавил, часто встречая в тексте форму "твиримь". "Виримь" следует перевести как "цветени"», от глагола viritani – цвести. При Кормисоше было "скудное цветение", т. е. скудный урожай. Данное прочтение осмысливается и последующим текстом, который сообщает, что при Кормисоше был голод в течение семи лет.

Таковы поправки и разъяснения, предлагаемые нами к тексту "Именника". Думаем, что наша попытка перевода приближает правильное осмысление текста этого документа. Изучение отдельных слов его надо продолжить, ибо их значение 1200 лет назад могло быть иным, чем то, которое придали ему мы в настоящем переводе. Несомненно, подлинный исторический смысл этой летописи может быть полностью раскрыт.

Имя болгар как особого народа впервые встречается в греческих источниках под 482 годом. Несколько позднее историк Феофан писал, что в 501 г. болгары, о которых до того времени викто не знал, произвели набег на империю. В это время болгары кочевали в Причерноморских степях, от Дона до Дуная.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:44

"Именник болгарских князей" начинает историческое повествование значительно ранее V века, ещё с середины II века нашей эры. Но первые века исторической жизни болгарского народа летопись не помнит и облекает их легендарным туманом. Хронология этого периода дана приближённо: лет 300, 100 и 8.

Первый болгарский князь, упомянутый в "Именнике", которого знали и другие исторические документы, был Курт, или Куврат. Он умер, как принято считать, в 642 году. Если следовать за хронологией "Именника", то годы княжения Курта – 584-642. Греческие источники сообщают, что Курт вместе со своим дядей Органом приезжал в Византию, спасаясь от аваров и прося о помощи. Там он принял христианство.

Аспарух, или Есперих, был третьим сыном Курта. Старший брат его, Безмер (Bö-zöm-ör – могучий хранитель), княжил всего три года. Аспарух упоминается и в других исторических документах. Он перешёл после 660 г. Дунай и завоевал Мизию. "Именник" сообщает, что первые князья держали страну севернее Дуная 515 лет. Если же подсчитать время княжения каждого князя, то сумма лет общего княжения будет равна не 515, а всего 473 годам. Следовательно, "Именник" прибавляет и те годы княжения Аспаруха, которые предшествовали его переходу через Дунай. В исчислении "Именника" переход через Дунай Аспаруха, таким образом, надо отнести к 679 году. В этом году, по данным византийских, источников, Аспарух заключил мир с греками и обеспечил за собой Мизию. Годы княжения Аспаруха были временем почти непрерывной борьбы – "верени алем" (кровавое правление) .

При Тервене, или Тервеле, Болгария достигла большого могущества. Византийский император прибегал к помощи болгарского князя и считал себя его данником. В Константинополе Тервеня провозгласили кесарем. С тех пор болгарские князья именовали себя титулом "кан ивига", что в переводе с венгерского значит "муж, водитель рода".

Кормисоша греческие хроники знают под именем Кормесия: при нём болгары потерпели поражение от греков.

О Телеце пишет летопись Никифора: "Гунны-болгаре, заключив между собою договор, избили весь род своих наследственных властителей и поставили себе государем Телеца, высокомерного и полного юношеской отваги, который, собрав войско, стал разорять области империи. В это же время множество славян, покинув свою родину, прибегли добровольно к императору"4. Когда Никифор пишет об избиении наследственных властителей, он имеет в виду род Дулов, т. е. вспоминает и время Кормисоша.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:44

Телец был разбит греками. В Болгарии вспыхнуло восстание, во время которого Телец был убит. Как сообщают греки, он был убит в 763 г., по хронологии же "Именника", его убийство приходится отнести к 772 или к 773 году. Разница в десять лет заставляет обратить внимание на то, что в "Именнике" княжение Кормисоша исчислено в 17 лет, а затем поправлено на семь. Возможно, что в первом случае вкралась описка; возможно, конечно, и расхождение хронологии разных источников.

После Телеца стал княжить Умор, но через 40 дней он был свергнут. На престол возвели зятя Кормисоша, Савина, которого, однако, вскоре прогнали. Во время волнений .появился Умор. В 765 году он был убит.

Повторяемость древнеболгарских имён (а это были прозвища) – весьма редкое явление. Умор, убитый в 765 г., должен быть признан тем Умором, которого упоминает "Именник". Сравнение дат смерти Телеца и Умора и событий времён княжения Тервеня с греческими сообщениями показывает, что хронология "Именника" совпадает с греческой хронологией почти полностью при условии исправления времени княжения Кормисоша с 17 на 7 лет. Следовательно, метод летосчисления и порядок счёта "Имевника" не отличались от греческого.

Итак, можно сделать вывод, что "Именник" содержит достоверные исторические данные начиная с эпохи Курта и другие ценнейшие сведения, нигде более не повторяемые.

Неясные слова "Именника" большинство исследователей (кроме А. Ф. Гильфердинга) пыталось объяснить как числительные. На этой основе построены изыскания Бюри, В. Н. Златарского, И. Маркварта и И. Микколы5. Однако все эти попытки не увенчались успехом. Неясные слова в той их расшифровке, которая дана нашим переводам и которая исключает их понимание как числительных, всё же имеет в летописи значение определённых вех для летосчисления, или, правильнее, для эпохоисчисления.

В подтверждение этого мнения можно привести текст эпиграфического памятника, найденного в 1905 г. около д. Чаталар и содержащего надпись о Кане Омортаге (815-830): "Кан Ивиги Омортаг, в земле, где родился по воле боне и ей архонт. Держа свой лагерь в Пляске, основал аул в Тыче и двивул силу на греков и славян и искусно построил мост на Тыче; перенёс и поставил в этом самом замке четыре колонны и на одной из колонн поставил два медных льва. Бог да поможет волею божьей архонту согнуть царя под ногу свою до тех пор, пока течёт Тыча, и да даст болгарам много пленников; напоследок же, подчинив себе врагов, в радости и веселии да живет 100 лет. Время же, когда было строение – по болгарскому счислению Сигорелем, а по-гречески индикта 15" (822)6. Надпись сделана по-гречески и, возможно, греком, допустившим неточное выражение: "по болгарскому счислению Сигорелем". "Сигорель"– венгерское слово, означающее "строгая жизнь", или "суровая жизнь", szigoru – строгий, суровый, élet – жизнь, elni – жить.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:45

В своём труде "История сербов и болгар" А. Ф. Гильфердинг приводит фразу Иоанна Ексарха Болгарского о крещении Болгарии при Борисе в 859 г.: "Сей же Борисъ Болгары крестилъ въ лѣто етхь бехти"7. Гильфердинг осмыслил последние два слова как "жажда мира". Éh, по-мадьярски, пишет Гильфердинг, – голод, ehetnem – я голоден, béke – спокойствие. Такой перевод ошибочен и основан на перестановке букв. Етхь бехти – простое числительное: öt – 5, het – 7. Етхь бехти должно быть прочитано как öt hebe het. Hebe означает измерение времени – период или отрезок. При всей простоте такой перевод позволяет сделать интересные выводы.

Ещё в 859 г. болгары пользовались венгерскими словами для обозначения чисел, при этом венгерской письменности не было. Числа назывались на венгерском языке и если записывались, то особыми знаками или греческим алфавитом. Что значит "етхь бехти": пять раз 7 или 57, решить не берёмся, но порядок счёта был иной, чем сейчас, и обозначение десятков также было иное.

На основе этого можно заключить, что "Именник" был составлен уже в то время, когда в Болгария был по-новому оевоен счёт. Летописец не только указал годы правления каждого князя, но и подытожил первый период истории до завоевания Мизии общим числом 515 лет. Более того, летописец сверял своё летосчисление с какими-то историческими документами. Можно думать, что летопись является краткой сводкой как исторических преданий, так и письменных материалов, скорее всего греческих хроник.

Не имея своего летосчисления, болгары характеризовали отдельные периоды своей истории кратко, по какому-либо признаку, событию или форме хозяйственного быта. Характеристика первых периодов дана летописцем скорей всего на основании его собственного понимания событий. При этом интересно проследить его периодизацию и характеристику каждого из периодов.

Согласно летописи, Авитохол жил лет 300 – предположительное исчисление; Ирник жил лет 108 – опять предположительное исчисление. Общий период в 408 лет характеризуется как путь по степи водителей верблюдов. Такую характеристику нельзя считать народной; для этого период слишком продолжителен. Характеристика дана книжником-летописцем на основе сопоставления быта далёкой старины с оседлым уже бытом болгар.

Далее летопись даёт сроки княжения с точностью до одного года, а для Умора –даже в днях. При этом каждое княжение, вне зависимости от его продолжительности, имеет особую характеристику. Исключение сделано лишь для Курта и Безмера. Но можно предположить, что их правление было общим в течение трёх лет.

Гостун был наместником всего два года. Этот короткий срок охарактеризован термином "дохс твирем", т. е. окончание пути водителей верблюдов, как бы переходное время к тому, чтобы при Курте начался "скудный посев". Сопоставим время Гостуна с эпохой Авитохола и Ирника: 408 лет названы "дилом твирем", два года обозначены как "дохс твирем". Это сопоставление показывает, что ни "дилом твирем", ни "дохc твирем" не могли служить целям летосчисления: они являются не более как общей характеристикой того или другого периода.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:45

В дальнейшем изложении летописи дана характеристика каждому княжению. Время Еспериха – кровавое правление, время Тервеня – богатство, время Телеца – печальное время и т. д. Совершенно очевидно, что время делится по датам смены князей. Можно было бы вести летосчисление по их именам: "при князе Тервене", "при князе Севаре" и т. д. Но летописец думал не столько о князе, сколько о народе, и время каждого княжения характеризовал по признаку: жестокое правление, печальное время и т. д.

Такое образное представление о периодах жизни народа, неизменно совпадающих c годами правления каждого князя, удержалось и в IX веке, что можно наблюдать в надписи Кана Омортага.

Так разрешается вопрос о болгарском летосчислении, вызвавший в своё время появление обширной литературы 8.

М.Н.Тихомиров отметил, что "Именник болгарских князей сделался одним из основных источников по истории древней Болгарии"9. Полагаем, что сделанный нами перевод поможет более полному использованию этого документа в исторической науке.

1 А.Гильфердинг. Соч. Т. I, стр. 22, СПБ. 1868.
2 См. "Вестник древней истории" №3 за 1946 г., стр. 87.
3 См. "Вестник древней истории" №3 за 1946 г., стр. 87.
4 Цитирую по А. Ф. Гильфердингу. Соч. Т. I, стр. 23.
5 Обширная литература по данному вопросу приведена в статье И. Миккола "Хронология дунайских болгар". "Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете" XXIX вып. IV. Казань. 1916.
6 "Известия Русского археологического института в Константинополе". X, 546.
7 А. Ф. Гильфердинг "«История сербов и болгар", стр. 23. Соч. Т. I. СПБ. 1868.
8 И. Миккола. Тюркско-болгарское летосчисление. "Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук". Т. XVIII, кн. 1-я. 1913; В. 3латарский. Болгарское летосчисление. "Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук". Т. XVII, кн. 2-я, 1912 и др.
9 "Вестник древней истории" № 3 за 1946 г., стр. 8.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:46

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОТОБОЛГАРЫ

Булга́ры, болга́ры (лат. Bulgares, греч. Βoύλγαρoί, болг. прабългари, протобългари, първобългари, хуно-българи) — тюркские кочевые племена, населявшие с IV века степи восточного Причерноморья до Каспия и мигрировавшие во 2-й половине VII века в Подунавье, а позднее в Среднее Поволжье и ряд других регионов. Участвовали в этногенезе таких современных народов как болгары, казанские татары, чуваши, балкарцы и передали своё имя государству Болгария. В современной историографии для их обозначения используются также термины протоболгары, праболгары, древние болгары.

Содержание

1 Транскрипция
2 Происхождение и этническо-языковая принадлежность
3 Ранняя история булгар. IV—VI вв.
3.1 Свидетельства IV века
3.2 Булгары и гунны
3.3 Булгары на Дунае. V—VI вв.
4 Создание болгарских государств. VII—VIII вв.
5 Археология и палеоантропология
6 Надписи греческими буквами булгарским языком
7 Религия
7.1 Язычество
7.2 Монотеистические религии
8 Примечания
9 Литература
10 См. также
11 Ссылки


Транскрипция

В современной российской историографии для разграничения разных этносов болгарами принято называть народ, населяющий современную Болгарию. Их предков, а также население Волжской Болгарии обычно называют булгарами. Однако эта норма не является жёсткой. Форму «булгары», используя твёрдое У, употребляли византийцы. Современные болгары называют себя българи, используя твёрдую гласную "Ъ".


Происхождение и этническо-языковая принадлежность

Согласно наиболее распространённому взгляду, булгары были частью огурского массива племён, первоначально обитавших в Центральной Азии и называемых в китайских источниках тиелэ.[1] С этой точки зрения булгары являлись одной из самых ранних тюркских групп, продвинувшихся в Европу в ходе Великого переселения народов. Булгарский язык относится к числу западно-тюркских языков и наряду с вымершим хазарским и современным чувашским составляет их особую, наиболее архаичную, группу.

Древняя родина булгар согласно описанию Средней Азии из армянского географического атласа «Ашхарацуйц», реконструкция академика С. Т. Еремяна.

В 1990-е гг. среди болгарских историков получила популярность теория восточно-иранского происхождения булгар.[2] Согласно этому взгляду древние булгары были ираноязычны и обитали в зоне, лежащей между западной частью Гиндукуша, Парапамизом и рекою Оксусом — (Аму или Хигон), отделявшую её от лежащей севернее Согдианы. В древности эта местность называлась Бактрия (греч.), или Балхара (самоназвание), со столицей в городе Балх. Отсюда болгарские историки выводят этноним «болгары», привлекая тот факт, что булгар армянские источники называли булхи, а также упоминания в индийских источниках народа балхики и родины булгар в горах Имеона (где и была Бактрия) в раннесредневековых источниках.[3] Также множества других факторов таких как антропология, чье происхождения от палеоевропеоидных групп населения, а значит связано с индо-иранцами, имена протобулгар[4], и множества других. Сторонники теории считают, что древние булгары на начальном этапе говорили на восточно-иранском языке, но потом сменили его на тюркский язык. За пределами Болгарии эти теория не получила заметного распространения.[5]

В средневековых источниках в качестве азиатской прародины булгар фигурируют Имеонские (Имейские) горы, традиционно идентифицируемые с пограничным районом между Афганистаном и Таджикистаном.

В армянском географическом атласе VII века «Ашхарацуйц», составленном на основании более древних сведений, племя булхи [6], помещается рядом с саками и массагетами.[7]. Агафий Миринейский, рассказывая о набеге хана Забергана в 558 году, дал краткое описание древней истории «гуннов» (булгар), обитавших некогда в Азии за Имейской горой:

«Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурами, другие утигурами.»[8]

Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами Тюркского каганата локализовал родину уннугуров (предполож. булгарское племя) в Согдиане (равнинная область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, охваченная Гиндукушем): «Только Бакаф, некогда построенный уннугурами, был разрушен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение.»[9]

Михаил Сирийский [10] передал легенду о трех братьях «скифах», вышедших от горы Имаон (Памир, Гиндукуш, Тянь-Шань) в Азии и дошедших до Танаиса (Дона). Представляет интерес упоминание вместе с булгарами неких пугуров, возможно вышеупомянутых «пугу» из китайских источников (гипотетическое предположение):

«В то время три брата из Внутренней Скифии вели с собой тридцать тысяч скифов и за шестьдесят дней прошли путь от горы Имаона. Они шли в зимнее время, чтобы находить воду, и достигли Танаиса и моря Понтийского. Когда они достигли границ ромеев, один из них, по имени Булгариос, взял с собой десять тысяч мужей и отделился от своих братьев. Он пересек реку Танаис и подошел к Дунаю, впадающему в Понтийское море, и послал (своих представителей) к Маврикию просить дать ему область, чтобы поселиться в ней и стать помощью ромеев. Император предоставил ему Дакию, Верхнюю и Нижнюю Мезию… Они обосновались там и стали охраной для ромеев. И ромеи назвали их булгарами…
Другие два брата пришли в страну аланов, называемую Барсалия (Берсилия) и города которой были построены ромеями, например Каспий, именуемый ворота Тораяна (Дербент). Булгары и пугуры, населявшие эти места, в старые времена были христианами. И когда иноземцы начали править этой страной, они стали называться хазарами по имени старшего из братьев, которого звали Хазариг (Казариг).»[11]

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:46

Ранняя история булгар. IV—VI вв.

Свидетельства IV века

Самое раннее ретроспективное упоминание о булгарах содержится у армянского историка V века Мовсеса Хоренаци. По его словам при армянском царе Аршаке I, сыне Вагаршака, булгары поселились в армянских землях: «В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну.»[12] Время правления Аршака I датируется 1-й половиной II в. до н. э.,[13] что вызывает сомнение историков в достоверности данного сообщения. Мовсес Хоренаци ссылается на более раннего летописца Мар Абаса Катину, жившего самое позднее на рубеже III—IV вв.

Первое упоминание о булгарах в синхронном источнике содержится в анонимном латинском хронографе 354 года, где в списке племен и народностей Причерноморья и Прикаспия (потомков Сима) на последнем месте называются булгары (Vulgares).[14]

Далее свидетельства об их активности исчезают из источников вплоть до распада Гуннской империи. Это даёт основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племён, который современники именовали гуннами.


Булгары и гунны

В ранней средневековой историографии прослеживается путаница булгарских племён с гуннами, оставившими неизгладимый след у современников своими разрушительными походами середины V века. Захарий Ритор в своей «Церковной истории» (середина VI века) относит все племена (включая «бургар»), проживающие к северу от Кавказа в Прикаспии, к гуннским. Однако Иордан разделяет булгар и гуннов, описывая в середине VI века места их расселения: «Далее за ними [акацирами] тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим. А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен...»[15]

Источники середины VI века, рассказывая о набегах кочевников в 50-е—70-е годы VI века, упоминают либо булгар, либо гуннские племена утигуров и кутригуров (позже оногуров). С конца VI века в Европе эти названия племён начинают заменяться этнонимом булгары, а с VII века окончательно используется только название булгар. Отсутствуют убедительные свидетельства современников, которые позволили бы однозначно идентифицировать утигуров и кутригуров как булгарские племена, однако большинство историков склоняются к такому выводу на основании более поздних свидетельств[16] и анализа синхронности событий.

Кутригуры обитали между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя в том числе степи Крыма вплоть до стен греческих колоний на полуострове. Утригуры расселились по берегам Азова в районе Таманского полуострова.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:47

Булгары на Дунае. V—VI вв.

Первое свидетельство о появлении булгар на Балканах содержится в хронике VII века Иоанна Антиохийского: «Два Теодориха снова приводили в смятение дела ромеев и опустошали города близ Фракии, вынудив Зенона в первый раз склониться к союзу с так называемыми булгарами.»[17] Союз византийцев с булгарами против остготов датируется 479 годом.

Незадолго до того булгары появились на Дунае. Заметка на полях болгарского перевода греческой стихотворной хроники Константина Манассии (XII век) относит переселение к 475 году.[18]

В это время булгары ведут кочевой образ жизни. Они периодически беспокоят границы Византийской империи. Первый набег на Фракию отмечен в 491[19] или согласно хронике Марцеллина Комита в 499 году[20].

В 502 году булгары повторяют набег на Фракию,[21] а в 530 году Марцеллин Комит замечает о поражении булгар от византийцев. Вскоре булгары стали совершать набеги в союзе со славянскими племенами, которые впервые отмечены в письменных источниках с начала VI века.

В 539—540 годах булгары проводят рейды по Фракии к эгейскому побережью и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время значительное число булгар поступает на службу к императору. Например, в 537 отряд булгар принимает участие в оказании помощи византийскому гарнизону, осаждённому готами в Риме. Известны случаи и вражды между двумя основными племенами булгар, которые умело разжигала византийская дипломатия. Чтобы обезопасить свои границы от слишком беспокойных соседей, каковыми являлись кутригуры, император Юстиниан с помощью богатых подарков и денег направил против них силы восточной ветви булгар — утигуров. В итоге кутригуры потерпели поражение, но вскоре два племени вновь смогли объединиться против империи.

Около 558 орды булгар (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцам удаётся отбросить силы Забергана назад. Но войско хана все ещё сильно и представляет большую опасность для столицы империи. Несмотря на это булгары возвращаются в свои степи. Причиной тому служат известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары, предводительствуемые каганом Баяном.

Византийские дипломаты незамедлительно использовали авар для борьбы против напирающих на Константинополь булгар. Взамен новым кочевникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия и немногочисленна (по некоторым данным 20 тыс. всадников), она оказывается сильнее. Возможно, тому способствует бедственное положение авар — ведь они спасаются бегством от идущих вслед за ними тюрков (тюркютов). Первыми подвергаются нападению утигуры (560), затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшаяя судьба кутригуров тесно связана с политикой авар.

Ок. 566 передовые отряды тюрков достигают берегов Чёрного моря в районе устья Кубани. Утигуры признали над собой сюзеренитет тюркского кагана Истеми и уже в составе его войска участвовали в захвате древней крепости Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 появились под стенами Херсонеса.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:47

Создание болгарских государств. VII—VIII вв.

После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который из-за внутренних неурядиц утратил контроль над своими западными владениями, булгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение связано с деятельностью хана Кубрата. Этот правитель, возглавлявший племя онногуров (уногундуров), с детства воспитывался при императорском дворе в Константинополе и по некоторым источникам в 12 лет был крещён(однако по этому поводу до сих пор идут споры).

В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария. Её территория занимала Нижнее Прикубанье и Восточное Приазовье, по другим оценкам зону от Ставропольской возвышенности и Фанагории до Южного Буга. Около 634—641 Кубрат заключил дружественный союз с византийским императором Ираклием.

После смерти Кубрата (ок. 665), его империя распалась, поскольку была разделена между его многочисленными сыновьями. Этим разделением воспользовались хазары. Старший сын Кубрата — Батбаян остался в Приазовье и стал данником хазар. Другой сын, Котраг, ушёл со своей частью племени на правый берег Дона. Третий сын, Аспарух, под хазарским давлением ушёл со своей ордой на Дунай, где подчинил местное славянское население, положив начало современной Болгарии. Смешение булгар со славянами и остатками местных фракийских племён привело впоследствии к возникновению нынешнего болгарского этноса.

Ещё двое сыновей Кубрата — Кувер (Кубер) и Альцек (Алцек) ушли в Паннонию, к аварам. Одна группа булгар, руководимых Кувером, играла важную роль в политике Аварского каганата. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешёл на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа, видимо, вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629—639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны. До конца VIII века эти булгары сохраняли свой язык.

К более позднему периоду, к концу VIII века, относится появление булгарских племён на Средней Волге и Каме, где они вскоре перешли к оседлому образу жизни и создали государство Волжская Булгария, которое сначала находилась в зависимости от Хазарского каганата, а после его падения (в 60-е гг. X века) стало полностью самостоятельным. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие и ряд угро-финнских племён, являются казанские татары и чуваши.

Часть булгар осталась на своих коренных землях — в Предкавказье и причерноморских степях. Вскоре они, как свидетельствуют археологические данные, заняли Крымский полуостров и частично продвинулись в северном направлении — в степи и лесостепи Приднепровья. В средневековых источниках они упоминались до сер. X века и были известны как «чёрные болгары».

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:47

Археология и палеоантропология

Протобулгарские некрополи

Материалы Зливкинского некрополя (Украина)[22], некрополей Крыма[23] и могильников на территории Волжской и Дунайской Болгарий[24] показывают, что булгары относились к брахиокранным (круглая или короткая голова) европеоидам с незначительной примесью монголоидности [25]. По краниологическим материалам Зливкинского могильника, относящегося к салтово-маяцкой культуре, антропологический тип булгар устанавливается как «брахикранный европеоидный тип со средними размерами лица и черепа».[26] Европеоидная брахиокрания[27] характерна как для азиатских, так и для части европейских сарматов[28], исключая аланов, чей антропологический тип был долихокранным европеоидным[29], для междуречья Амударьи и Сырдарьи с предполагаемой родины протоболгар[30] среди некрополей ирано-язычных народов, также у современных памирских народов[31]. Происхождение европеоидной брахиокрании протобулгар, связывается с так называемыми палеоевропеоидными группами населения.[32]

Не удалось выделить этнографические признаки булгар среди других кочевых народов в археологическом материале в период до VIII века, погребения раннего периода отдельные археологи относят как принадлежащие булгарам лишь на основании сведений из письменных источников о проживании в данной местности в соответствующую эпоху булгарских племён.[33]

Общие сведения о погребальном обряде, составленные по могильникам VIII—IX вв.: ямные захоронения, тела клались на спину в неглубоких прямоугольных ямах в вытянутом положении. Ориентация головы на север или запад. Сопутствующие предметы: глиняный горшок и немного мяса. Кони и вооружение стали встречаться в захоронениях в Болгарии. В позднее время встречаются так же подбойные могилы. В частности они присутствовали у волжских булгар по описаниям Ахмеда ибн Фадлана (920-е годы) который непосредственно побывал у волжских булгар:

И когда умирает мусульманин у них, и (или) когда (умирает)какая-нибудь женщина-хорезмийка, то обмывают его обмыванием мусульман (т.е. по обряду мусульман), потом везут его на повозке,которая тащит (его) понемногу (вместе) со знаменем, пока не прибудут с ним к месту, в котором похоронят его. И когда он прибудет туда, они берут его с повозки и кладут его на землю, потом очерчивают вокруг него линию и откладывают его (в сторону),потом выкапывают внутри этой линии его могилу, делают для него боковую пещеру и погребают его. И таким же образом они (жители) поступают со своими мертвыми[34].

Далее этот обычай хоронить в подбое стал доминировать среди волжских булгар, судя по археологическим материалам, и до сих пор казанские татары практикуют подбойные могилы [35].

Жилища булгар представляли собой юрты на кольях, с очагом в середине жилища.

Для протобулгар-утригуров характерна искусственная деформация черепа,[36] в некоторых некрополях находят до 80 % таких черепов.[37] У другого племени протобулгар-кутригуров этот обычай встречаеться незначительно. Сам обычай впервые зафиксирован в степях Средней Азии среди ирано-язычных кочевников[38], далее он начал преобладать у поздних сарматов,[39] кушан, хорезмийцев, аланов и других ирано-язычных кочевников и служит этноопределяющим признаком.[40]

Надписи греческими буквами булгарским языком

Известно 15 надписей и фрагментов надписей на протобулгарском языке греческими буквами.[41]
Надпись из Преслава - самая объемная надпись такого рода.
Надпись из Надь -Сент-Миклош - вторая по объему и по значению надпись.
4 короткие надписи из Силистры.
Короткая надпись из Плиски, состоящая из двух частей.
7 частично сохранившихся надписей, обнаруженных в деревнях Чаталар и Попина, и в Плиске; лишь 4 из них поддаются переводу.

Все протобулгарские надписи греческими буквами происходят из одной четко очерченой области - Северо-Восточной Болгарии (вместе с Добруджей). За ее пределам подобные надписи не были найдены, за исключением надписи из Надь-Сент-Миклоша. Язык надписей зафиксировал язык, царственного двора.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:49

Религия

Язычество

Религия булгар носила политеистический характер. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось "Эдфу", отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:

«Интересно, что все народы имеют свое название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия Ход-ехт и Ход-Борехт, что просто означает Тот Самый. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. Тюркский народ его называет Бир Тенгри, что означает "Бог Единственный". Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Елохим означает "бог" на их языке. Я слышал, что булгары называют Создателя именем Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали – Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак.»[42]

Исследователи связывают булгарского Эдфу (Едфу) с Памиром, где местные иранские народы называют Солнце: ягнобцы - афтоба, пуштуны - афтаба, шугнанцы - офтоб, гилянцы - эфтеб, язгулемцы - офтоба, сарикольцы - офтаб. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх. [43] Также есть версия отождествления булгарского Эдфу с иранским Ходай и осетинским Хуцау.[44] По мнению профессора Добрева наиболее вероятно, Эдфу восходит к иранским JAD, JED (праздничный, солнечный), и может быть переведено как "солнечный бог".

Археологические находки в Плиске указывают на следы зороастризма у булгар. В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев.[45] Жрецов булгары называли колобры. По аналогии исследователи связывают название с эфталито-аварами, приводя сведения византийца Симокатты, который называет аналогичные названия жрецов — бо-колобры.[46] Само происхождение колобров связано, опять же с Памиром и с памирцами, а также прародиной Балхарой, где жрецов кто выполняют ритуалы называют Кулбры. Название связано, также с индо-европейскими параллелями у Индийцев, кельтов и др.[47]

Монотеистические религии

История распорядилась так, что потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские булгары при Алмыше в 922 — Ислам от Багдадского халифата. Впоследствие дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей (Турцией), а потомки волжских булгар — христианской Россией.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: В поиске родины протоболгар

Сообщение ozes » 12 июл 2010, 09:51

Примечания

1 P. B. Golden An Introduction to the History of the Turkic Peoples. - Wisbaden, 1992. - C.92-104., Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV - X вв. - Л., 1979. - С.57. Китайские источники ([1], [2]) перечисляют Пугу (пугусцы, пугу) среди 15 племен народа теле, обитавшего к востоку от Аральского моря в северном Китае и Монголии. Эти сведения относятся к VII—VIII вв. Болгарский лингвист Б. Симеонов пришёл к выводу, что в древности слово булгар должно было звучать 'пу-ку' или 'бу-гу'. Такое название племени или группы племён нередко упоминается в китайских источниках в период с 103 г. до н. э. по VIII век.
2 Толчок этому дала работа П. Добрева, где он дешифровал болгарские рунические надписи, предполагая их сходство с сармато-аланской письменностью, происходившей по его предположению от памиро-иссыкского письма. Также установил тип булгарского языка (восточно-иранский) записанного греческими письменами. Добрев опубликовал версию перевода рунических надписей из деревни Мурфатлар с помощью аланского письма. См. [3] В процессе дешифровки Добрев установил язык надписей как восточно-иранский, родственый памирским языкам.
3 Историческо изследване и превод и семантиката на ентонима Българи ; «Болгары», докум. фильм, реж. и сценарист П. Петков, опер. Кр. Михайлов. Производство bTV. 2006 год, Болгария.
4 Гл. ас. д-р Петър Голийски, СУ “Св. Климент Охридски”, Център за източни езици и култури, катедра “Класически Изток” статья "Предговор"
5 См.О.Прицак. [O. Pritsak The Slavs and the Avars. http://www.kroraina.com/slav/op/op_slavs_avars_4.htm]
6 В версии русского перевода использованы названия 'булхи' бхухи и бушхи: [4]
7 Карта центральной Азии по армянской географии «Ашхарацуйц» VII в.: реконструкция С. Т. Еремяна
8 Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. 5.11
9 Феофилакт Симокатта. История. 7.8.7
10 Михаил Сирийский, автор XII века, пересказал легенду из несохранившейся «Истории» более раннего писателя VI века Иоанна Эфесского.
11 Цитируется по [5] и [6]
12 Моисей Хоренский. История Армении, кн. II, 9
13 Армянские цари Вагаршак и его сын Аршак считаются полулегендарными, время их правления точно не установлено. Предположительно Аршак правил около 190 г. до н. э. См. [7].
14 Chronographus anni 354. Cap. XV. Liber generationis. Monumenta Germaniae Historia. Auctor. Antiquissimi, t. Х1, р. 105.
15 Иордан, «Гетика», 36
16 Например Фредегар в своей хронике рассказывает о войне 631 года внутри аварского каганата между аварами и булгарами, которые прежде часто упоминались в других источниках как кутригуры, подвластные аварам. Феофан замечает: «соплеменные болгарам котраги» (Хронография, г. 6171), в котрагах видят обычно кутригуров.
17 В. Т. Сиротенко. Письменные свидетельства о булгарах IV—VII вв.: Славяно-Балканские Исследования, Историография и источниковедение Академия Наук СССР, Институт Славяноведения и Балканистики. Изд. "Наука", Москва, 1972
18 «Премудрого Манассии летописца, събрание летно». ГИМ. Синод. рукопись No 38, л. 78; «При Анастасии цри начаше блъгаре поемати зема сия, пршедше у Бъдыне. И прежде начаше поемати долная зема Охридская. И потом сия зема въса». На листе 79: «От исхода же българом до нин 870 лет». Таким образом, глосса на листе 78 утверждает о начале булгарской колонизации Балканского полуострова в правлении Анастасия (491—518), а глосса на листе 79 подчеркивает, что «исход» булгар (приход их с Прикаспия) произошел не в правление Анастасия, а раньше в 475 г., так как в конце рукописи (л. 140) помечено, что она составлена в 6853 г., т. е. в 1345 г. Следовательно, дата «исхода» булгар (из Прикаспия) 1345 минус 870 год. См. [8]
19 По сообщению Павла Диакона остготы убили в сражении короля булгар Бузана (Pauli. Hist. Romana, XV, 11, Monum. Germ. Hist. AA II, р. 213—214.). Точная датировка устанавливается по привязке к большому пожару в Константинополе, случившемуся в 491 г. согласно хронике Марцеллина Комита.
20 Хроника Марцеллина Комита. 499 г.: «Bulgares Thraciam deuastantes»
21 Хроника Марцеллина Комита. 502 г. Феофан в своей «Хронографии» поместил этот набег под 5994 годом (соответствует 502 или 503 году) с примечанием: «Так называемые булгары вторгались в Иллирию и Фракию, о которых никто до того ничего не знал.»
22 Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура – М., 1967.- С.39.[[9]]
23 Беневоленская Ю.Д. Антропологические материалы из средневековых могильников юго-западного Крыма. - МИА, 1970, № 168. - С.196 [[10]]
24 Салтово-маяцкая культура; Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.,1999.Афанасьев Г.Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского каганата? // Российская археология 2001. – №2. – с.43-55.
25 См. библиографию в русском переводе D. Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987 : [11]
26 Герасимова М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. «Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы», 1987
27 Антропологический тип включает в себя набор параметров черепа. Обычно приводится лишь один, черепной индекс (соотношение длины и ширины головы), как наиболее устойчивый для разделения сильно отличных рас.
28 МАТЕРИАЛЫ К КРАНИОЛОГИИ САРМАТОВ Багашев А. Н.[[12]]
29 http://iratta.com/stati/2678-falsifikat ... setin.html
30 Гинзбург В.В. Этногенетические связи населения Сталинградского Заволжья (Антропологические материалы Калиновского могильника // МИА. № 60.- С.572. [[13]]
31 Longworth James M., стр. 152. [14]
32 А. Баяр книга "Тайная история татар"
33 Болгары Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. - С.182
34 Путевые заметки Ахмеда ибн Фадлана [15]
35 Дроздова Галина Ивановна ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ XVI-XIX ВЕКОВ(ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)
36 Деформация черепа в младенческом возрасте с помощью давящей повязки.
37 Русский перевод D. Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987 : [16]
38 Т. К. Ходжайов. ОБЫЧАЙ ПРЕДНАМЕРЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ГОЛОВЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
39 Смирнов К. Ф. Курганы у сел Иловатка и Политотдельское Сталинградской области// Материалы и исследования по археологии СССР. Вып 60. Т.1. — М., 1959.9
40 Бернард С. Бахрах. История алан на Западе.
41 http://groznijat.tripod.com/pb_lang/sup ... LEMENT%201
42 Перевод с болгарского. M. Tahir, Le livre de la creation de el-Balhi. Paris, 1899, v. IV, p. 56: [17]
43 П. Добрев [18]
44 К. Рахно "ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОТОБОЛГАР"
45 Протобулгары причерноморья: [19]
46 Иван Танев Иванов "Религия протобулгар" [20]
47 Шегор Расате статья "Жречеството достоверният национален елит"[21]

Литература

Eremian, Suren. Реконструкция карта Средней Азии из «Ашхарацуйца».
Shirakatsi, Anania, The Geography of Ananias of Sirak (Asxarhacoyc): The Long and the Short Recensions. Introduction, Translation and Commentary by Robert H. Hewsen. Wiesbaden: Reichert Verlag, 1992. 467 pp. ISBN 9783882264852
Бакалов, Георги. Малко известни факти от историята на древните българи. Списание Наука. Съюз на учените в България. Том 15 (2005) Книжка 1. (на болгарском)
Добрев, Петър. Непознатата древна България. София: Издателство Иван Вазов, 2001. 158 стр. (на болгарском) ISBN 9546041211

http://www.turklib.com/?category=genera ... otobolgary

Закрыто

Вернуться в «Болгария»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Поделиться: