На тему «Отношения Россия-АСЕАН и роль РФ в Юго-Восточной Азии»
Григорий Трофимчук, эксперт программы "Кто против" (Россия-1), председатель ЭС Фонда "Мастерская евразийских идей" дал интервью Вьетнамскому информационному агентству
*************************
- Добрый день, Григорий Павлович! Очень благодарим вас за интервью Вьетнамскому информационному агентству! Скажите пожалуйста, как вы оцениваете отношения между Россией и АСЕАН в последнее время?
+ Добрый день! Я очень рад, что мы так плодотворно, особенно в последнее время, сотрудничаем с Вьетнамским информационным агентством – это не только даёт нам возможность помогать информационному процессу, который развивается между Россией и Вьетнамом, но и полезно для ситуации в целом. Если говорить об отношениях между Россией и АСЕАН, то у них очень богатая история. Буквально с начала 90-х годов был организован диалог Россия-АСЕАН на формальном и практическом уровне. Уже несколько десятилетий, можно сказать, этот диалог развивается, усиливается вхождение Российской Федерации в регион Юго-Восточной Азии, который становится одним из ключевых регионов мира. Организация АСЕАН всегда имела большое значение – она функционирует уже много десятилетий и отличается от многих других организаций, которые работают в мире и в Азии, тем, что она не только занимается экономикой, но и обращает большое внимание на политические вопросы. Другими словам, это важная организация для России, для безопасности, стабильности и развития региона в целом. Сейчас мы наблюдаем за новым этапом развития отношений Россия-АСЕАН по той причине, что Восток и Азия, в целом, становятся центром геополитики. Об этом, кстати, не так давно сказал президент Российской Федерации Владимир Путин, и он призвал весь мир обратить на это особое внимание. Центр мировой политической, экономической и даже культурно-гуманитарной активности смещается как раз в Азию и, в частности, в Юго-Восточную Азию. Если брать саму организацию АСЕАН, рассмотреть её в отдельности, то в ней собрались очень серьёзные, динамичные страны, и одним из передовых моторов этой организации является, конечно, Вьетнам. Вот эти ведущие страны Азии частично собраны в такой организации, как АСЕАН. Они как раз формируют новое развитие Азии в масштабах геополитики и всего мира. Россия очень внимательно относится к региону Юго-Восточной Азии, к таким организациям, как АСЕАН, и Россия принимает активное участие во всех саммитах АСЕАН. У России стратегический, масштабный подход к работе со странами АСЕАН.
Как известно, в этом году саммит АСЕАН пройдёт в Таиланде, а в следующем году соответственно – во Вьетнаме, поэтому российско-вьетнамские отношения и в этом смысле, и в этом контексте играют очень важную роль. Мы (Российская Федерация) сейчас готовимся к ближайшему саммиту в Таиланде, но не упускаем из виду тот саммит, который пройдёт в 2020 году уже непосредственно на территории Вьетнама.
- Что по вашему России надо сделать, чтобы защитить свои интересы в Юго-Восточной Азии?
+ Россия как миротворец получает всё больше авторитета в мире. Мы это видим по целому списку тех мест, территорий, региональных конфликтов, где Россия принимала непосредственное участие в политическом, дипломатическом урегулировании. Если Россия становится всё более сильной в масштабах всего мира, то она просто обязана участвовать в урегулировании таких конфликтов. Более того, она не просто сама обязана участвовать (ситуация обязывает), но и те страны, которые непосредственно втянуты в эти конфликты, видят в России свою защитницу. Россия, конечно, не может не откликнуться на такие призывы конкретных стран, которые участвуют в тех или иных конфликтах. Таких конфликтов, к сожалению, достаточно много до сих пор в мире. Многие из этих конфликтов не разрешены, и если мы говорим о Востоке, об Азии, как центра мирового финансового, экономического, политического роста, то должны понимать, что в Азии есть свои конфликты, которые могут быть масштабнее по своему потенциалу, который, к счастью, не проявился в полной мере. Они намного масштабнее, чем конфликты в Европе или на Западе. Сейчас мы видим спорную ситуацию в Южно-Китайском (или Восточном) море. Там конфликт не разрешён до сих пор, хотя юридическая составляющая, юридическая база уже давно подготовлена на уровне ООН, других инстанций и структур. Тем не менее, в практической части ситуация не регулируется – она напрягается. Россия, конечно, не может спокойно наблюдать за тем, как может быть дестабилизирована, как я уже сказал, в потенциале, к счастью, не говоря уже в военном плане эта часть Азии, и конкретно – Юго-Восточной Азии. Здесь нельзя обойтись без политического, дипломатического урегулирования на самом высоком, серьёзном уровне просто по той причине, что экономика без политики, без стратегического урегулирования развиваться не может. Как я уже сказал, Россия имеет здесь большой опыт в политическом урегулировании, поэтому она может дать свои предложения для того, чтобы именно не в юридической, а практической плоскости стабилизировать ситуацию в Южно-Китайском (или Восточном по классификации Вьетнама) море. Поскольку есть диалоговое окно с 90-х годов «Россия-АСЕАН», поэтому Россия просто обязана урегулировать этот конфликт, иначе – экономика развиваться не будет. Россия базируется здесь на всём юридическом корпусе документов, которые приняты до сегодняшнего момента и направлены на стабилизацию конфликта по спорным территориям в Южно-Китайском море. Прежде всего, здесь, конечно, надо отметить Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, которая в базе фундаментальности регулирует все эти противоречия. Есть много других документов, на которые должны выйти непосредственно участники этого конфликта, такие страны, как Вьетнам, Китай, Филиппины и т.д. В каком формате они должны между собой регулировать эту проблему спорных островов, архипелагов – это другой вопрос. Это может быть и двусторонний, и многосторонний формат, но непосредственной к этой работе необходимо приступать, так как этот регион, этот транспортный коридор Южно-Китайского моря является одним из ключевых в мире. Если Россия не поможет в той или иной мере странам, которые непосредственно вовлечены в этот конфликт, его отрегулировать, то ситуация будет дестабилизирована. Мы видим уже сегодня, как поджигаются какие-то рыбацкие судна. Дестабилизация может перейти на какие-то военные корабли, военные суда, потому что тенденция всегда находится в развитии, тем более, негативные тенденции. Если Россия берёт ответственность на себя за урегулирование очень серьёзных конфликтов в разных точках мира, то она не может не обратить внимание на конфликт в Южно-Китайском море, который тоже требует своего урегулирования. Я думаю, что те наработки, которые уже существуют в рамках различных организаций, в частности, на уровне диалога Россия-АСЕАН, как раз помогут прийти к какому-то согласованному решению. В противном случае – негативная ситуация (я это ещё раз подчеркну) будет развиваться дальше.
- Что вы думаете о роли России в качестве посредника в этой ситуации?
+ Дело в том, что у России всеобъемлющие стратегические партнёрские отношения установлены как с Вьетнамом, так и с Китаем. Все ключевые страны Азии находятся с Россией в стратегических, той или иной степени, отношениях. У России давние дружеские отношения с Вьетнамом и Китаем, поэтому без российского участия, наверное, урегулирование не обойдётся. Я вижу как раз роль России в том, чтобы предложить какие-то новые, нестандартные решения и подходы для того, чтобы на базе дружеских, партнёрских отношений найти необходимое решение. В противном случае – его найдёт какой-нибудь другой центр политической силы, и мы видим, что такие центры находятся вне этого региона, но пытаются по-своему «отрегулировать» ситуацию в Южно-Китайском море, и тем самым загнав Китай в какую-то более тяжёлую ситуацию. Без России, как я думаю, здесь урегулирование не обойдётся. Нужен какой-то арбитр, который находится территориально в Азии (Россия как раз находится в Азии – огромная часть России выходит на Тихий океан, в Азию, на Восток), поэтому Россия не является здесь посторонним игроком в отличие от некоторых мировых политических центров силы. Россия как участник азиатских процессов, не скажу, что обязана, потому что никто никого здесь обязать не может что-то решать, но должна найти какие-то подходы и предложить их для того, чтобы процесс урегулирования развивался. Я уверен, что такие подходы, такие тезисы будут найдены – просто мы по-другому действовать не можем. Если мы отвлечёмся, и Российская Федерация в том числе, отойдём от этой проблемы, то она всё равно будет развиваться сама собой, поэтому у России есть большой потенциал, прежде всего – мирового авторитета, который она набрала за последние время, для того, чтобы помочь в урегулировании этой проблемы.
- Как вы видите, Россия играет важную роль в качестве посредника в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке, в Сирии. Предлагает ли Россия какую-нибудь новую инициативу в урегулировании вопроса Южно-Китайского моря?
+ Действительно, на Ближнем Востоке Россия показала, как она регулирует очень сложные вопросы, которые связаны даже не с политикой, а с войной в целом. При непосредственном участии России была прекращена война на Ближнем Востоке, внутри и вокруг Сирии, то есть на огромной территории Ближнего Востока. Россия здесь, уничтожив фактически все террористические организации, ИГИЛ, который запрещён в Российской Федерации, вышла по политическое, дипломатическое урегулирование. Здесь запущена, как у нас это называется у дипломатов, целые треки по договорённостям именно в политическом русле. Астанинский процесс работы – это очень важный процесс: Казахстан тоже очень внимательно наблюдает за тем, что происходит на Ближнем Востоке, и предлагает свои услуги, прилагает очень серьёзные усилия. Соответственно, за последние годы политического урегулирования в Сирии и вокруг неё уже найдены очень серьёзные варианты решения этого вопроса, вплоть до того, что уже достигнуты договорённости по Конституционному комитету, который выработает новую Конституцию Сирии. Это говорит о том, что Россия приняла непосредственное участие в том, чтобы регион и конкретно Сирия отошли от военного противостояния, от опасного развития конфликта и ввела его в дипломатическое русло. Соответственно, Россия получила огромный опыт в урегулировании таких конфликтов, и она может его экстраполировать на другие регионы. Мы не можем, конечно, сравнивать – все конфликты разные, они имеют разную природу, разный характер, разные страны втянуты с разным менталитетом. Мы не можем напрямую сравнивать, допустим, войну на Ближнем Востоке с ситуацией в Южно-Китайском море просто по той причине, что войны нет на данный момент. Мы надеемся, уверены, что её там не будет. Именно для этого необходимо активное участие России с её огромным опытом урегулирования подобных конфликтов для того, чтобы конфликт в Южно-Китайском море не перешёл в какую-то военно-политическую стадию или даже в чисто военный конфликт. Я думаю, что Россия это прекрасно понимает, тем более, что она нарастила определённый потенциал политического, дипломатического урегулирования такого рода конфликтов. Она попробует применить свои навыки на высоком стратегическом уровне для того, чтобы каким-то образом страны Юго-Восточной Азии смогли урегулировать конфликт в Южно-Китайском море. Во всяком случае им больше не на кого надеяться. Есть много политических центров в мире, которые не хотели бы такого урегулирования. Россия же хочет урегулирования в Южно-Китайском море, тем более, что Россия уже непосредственно вовлечена в какие-то экономические проблемы, когда в этом регионе не могут развиваться какие-то экономические проекты с участием российских компаний. Сама обстановка требует того, чтобы Россия всё-таки включилась в помощь по урегулированию этого конфликта. В противном случае – таким странам региона, как Китай, Вьетнам и Филиппины, например, будет не куда обратить свои взгляды. Я бы сюда включил и Малайзию, с которой у России тоже хорошие отношения установлены в последние годы. Им просто не на кого обратить свои взоры для того, чтобы какой-то авторитет, мировой лидер содействовал урегулированию этого конфликта. Я думаю, что в ближайшее время, в ближайшем будущем мы увидем какие-то позитивные подвижки в этом смысле. Я как эксперт, во всяком случае, на это очень надеюсь и со своей экспертной точкой зрения поработаю над этим вопросом, чтобы предложить какие-то тезисы для того, чтобы этот конфликт в Южно-Китайском море не перешёл в какую-то опасную стадию.
- Спасибо! И последний вопрос: Как вы оцениваете подход Вьетнама к вопросу обеспечения безопасности в регионе, в том числе в районе Южно-Китайского моря?
+ За последние годы, даже десятилетия, Вьетнам провёл очень большую работу на экономическом, политическом уровне, и соответственно получил авторитет в геополитическом измерении. Мы знаем, что Вьетнам занимается работой в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН, причём, не в первый раз – это тоже говорит о признании политической позиции Вьетнама, направленной именно на прогресс мирного урегулирования, признании всем миром на уровне Организации Объединённых Наций. Роль Вьетнама в урегулировании любой ситуации – экономической, политической, не говоря о каких-то конфликтных ситуациях – очень велика. Причём, Вьетнам за последние годы буквально вышел фактически формата регионального игрока на общеазиатский и мировой уровень. Это как раз говорит о том, что Вьетнам имеет очень серьёзную политическую, экономическую базу для того, чтобы работать на новом уровне, выйти для себя на совершенно новую ступень. Соответственно, Вьетнам тоже несёт ответственность за безопасность этого региона. Я думаю, что Вьетнам это прекрасно осознаёт, но решает посильную для себя задачу, потому что он, как называется, не лезет в посторонние для себя дела, он пытается работать над урегулированием тех проблем, которые мешают ему и его партнёрам развиваться, в том числе в Юго-Восточной Азии, в формате АСЕАН, АТЭС и т.д. На Вьетнам в этом плане возложены серьёзные надежды со стороны многих стран. Тем более, Вьетнам всегда исходил из принципов мирного урегулирования. Он имеет такую серьёзную военную историю, особенно в новейшей и новой истории мира, что он всегда нацелен на мир, потому что он всегда знает, что такое война, и он стремится не допустить военного конфликта, поэтому предлагает свои мирные решения, предложения, проекты для такого урегулирования. Я думаю, что у Вьетнама это получится.
- Спасибо вам большое за интервью Вьетнамскому информационному агентству!
+ Пожалуйста!
Хонг Куан, Чан Хиеу (ВИА)