ОРИЕНТАЛИЗМ И ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Ответить
Вадим Ларин
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 18 мар 2017 23:40
Откуда: Москва
Род занятий: Научный работник

ОРИЕНТАЛИЗМ И ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Сообщение Вадим Ларин »

Бог есть

Вызовы природы и общественные противоречия всегда ставили человечество перед необходимостью познания своих путей. Главным инструментом здесь выступала и выступает наука, которая позволяет нам и теперь обратиться к самым фундаментальным основам, а именно вопросу о существовании Бога.
Как известно, точного определения Создателя не существует, и мы рискуем предложить здесь следующую proprius 1
трактовку: Он есть вся совокупность познанных человечеством законов, как и непознанных законов Земли и Вселенной. Мы не сомневаемся в том, что эти законы существуют объективно, независимо от нашего разума, и поэтому можем утверждать, Бог есть. Данная же нам душа является стремлением помочь ближнему, а данный нам дух - стремлением преодолеть этот путь.
Мы видим, что жизнь человека и окружающей его природной среды, как и всегда, определяется мировыми религиями и верованиями, произведениями объективного Бога, дающего нам права распоряжаться своими судьбами. Для нас – это не только физические, но и юридические законы, главным из которых остается Закон о земле. Для освоения и использования именно земли, ибо мы все живем на ней, разработано множество концепций, среди которых весьма важное место занимают ориентализм и вестернизация.

Конвергенция идей и практик

Ориентализм и вестернизациия - для анализа данных категорий следует рассмотреть, хотя бы в самых общих чертах, их взаимоотношения. Таковые представляют собой, разумеется, производственные отношения, соответствующие существующему развитию производительных сил. Очевидно, мы должны рассматривать этот процесс с учетом деления общественного развития на социально-экономические формации, а также с учетом характеристик постиндустриального и информационного общества. Будет ли это ныне шести- или семичленным делением (количество формаций), вопрос об азиатском способе производства (нем. Asiatische Produktionsweise) сохраняет свою актуальность 2. А именно те характеристики восточного общества, которые способны влиять на развитие Запада. Некоторые различия проходят здесь в прямом смысле по российско-китайской границе, поскольку права собственности на землю в России и Китае существенно отличаются. В России признана государственная, муниципальная и частная собственность на землю, тогда как в Китае частная земельная собственность отсутствует. Именно в этом, как известно, К. Маркс видел “Ключ к восточному небу”, т.е. к пониманию Востока. Пути Господни неисповедимы. Сегодня Россия отступила, или как будто отступила, от чаяния Л.Н. Толстого, что “Всемирно народная задача России состоит в том, чтобы внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности” 3. Возможно, здесь и ныне заключена в большей степени морально-нравственная, нежели экономическая, сторона земельного вопроса, та сторона, которую прежде всего и имел ввиду Л.Н. Толстой.
Библия (“Ибо моя вся земля” Исход 19:5) и Коран говорят о земле, принадлежащей Богу. Вероятно, поэтому будет верным вспомнить характеристику “Хозяин земли Русской”, написанную Николаем II во время Всероссийской переписи населения 1897 г. в графе «Род занятий» 4. Не затемняя сути вопроса, можно сказать, что здесь нарушена была верховным владельцем пашен и недр заповедь Господня, пусть понимать это изречение и нельзя буквально. А должно понимать так: «Но и хранитель традиций, духа и всего того, что произрастает на этой земле» (В.Л). О чем и гласят мировые учения. Здесь родятся самые пространные мысли – о Романовых и Рюриковичах, о роли конфуцианства во взаимоотношениях китайских императоров с Небом, а также возникают обращения к восточной и западной мысли вообще, влияющей на наше мировоззрение и уклад жизни.
“Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически, исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики — до архитектуры” 5. Бесспорно, данное положение, как и весь исторический опыт евро-азиатской державы России, предопределяют достижение ею интересов мирными средствами. И современные российско-китайские отношения строятся именно на этих принципах. Равно как и российско-индийские, и российско-вьетнамские отношения.
Вестернизация, тем временем, демонстрирует несколько иные подходы, судя по оценке Э.А. Азроянца: “По существу методов, по средствам и целям – это экспансия единственной нетрадиционной культуры (Западной культуры) на весь остальной мир, представленный культурами традиционного характера. Очевидны усилия превратить глобализацию в вестернизацию, оседлав интеграционные процессы, взнуздав международные институты. Некоторые западные исследователи и политики используют термин «глобализация» как синоним либеральной демократии и открытых рынков”.
<…>
“В конечном итоге, как мы видим, блоки традиционных культур в сложившейся ситуации становятся естественными союзниками и активность различных форм их сотрудничества должна заметно возрастать. Активность взаимных связей – своеобразный ответ, защитная реакция на экспансию Запада и его политику вестернизиции” 6.
Вместе с тем, несмотря на то, что Россия обладает историческим опытом отражения агрессий и экономического освоения новых пространств, российские возможности в международных отношениях, конечно же, все еще ограничены такими условиями, как разница уровней развития, как реакция на бывшие имперские завоевания России, как отсутствие собственной универсальной экономической теории, подобной “Капиталу”. Нет сомнения в том, что если таковая теория будет создана в России, мы не только снизим зависимость от влияний Запада, но сможем в большей мере определять свое будущее. И не только как кладовая полезных ископаемых, но и как кладовая знаний и передового опыта.
Два течения научной и общественной жизни оказывают друг на друга неизбежное влияние, они собственно взаимно интегрированы. Здесь, думается, весьма важно упомянуть книгу американского историка Роберта Джераси “Окно на Восток. Империя, ориентализм, нация и религия в России” 7, а также книгу Эдварда В. Саида “Ориентализм. Западные концепции Востока” 8.
История как совокупность случайностей и закономерностей способна представлять нам лишь относительно четкие картины происходящего. Они изменяются с возникновением и вызреванием идей, появлением различных углов зрения. Украина: здесь вестернизация проявила себя и как усиление западного влияния и как стремление на Запад. Активность США на восточном направлении есть выражение вестернизации, хотя конфигурация отношений внутри Европы, как и самого Старого Света с внешним миром, сегодня меняется. В культурном плане Запад, разумеется, продолжает присутствовать в России и Украине. Однако во влиянии США на Украину уже долгое время просматривается модус операнди, даже несмотря на такую историческую реалию, как Магдебургское право в Харькове. И нас интересует, как далеко может пойти этот процесс, затронет ли он Россию. В любом случае – это проблема выгод и амбиций, проблема управления порядком или хаосом. А для этого у нас есть такой известный опыт, как труды Н. Макиавелли. Во всяком случае, этот опыт может послужить некоторым охранительным барьером перед теорией управляемого хаоса С. Манна, З. Бжезинского, Дж. Шарпа, направленной на переустройство мира и достигшей известных результатов в различных регионах мира.
Так, только теперь, после 1869 г., когда был открыт для судоходства Суэцкий канал, прозвучал замысел о строительстве параллельного ему русла. Уже данный пример дает благоприятные возможности для некоторых точек зрения, которые могут быть положены в контекст ориентализма. В частности, относительно возможности перетекания в Сибирь и на Дальний Восток большой массы китайского населения, а следовательно относительно изменений условий жизни россиян. Эта проблема лежит самым определенным образом в области демографии, т.е. роста населения КНР и сокращения населения России. Так, по данным примерно на 00 ч. МСК от 30 ноября 2014 г., в России смертность превысила рождаемость на 911 человек, тогда как в Китае рождаемость превысила смертность на 18266 человек 9.
Демографическая ситуация в России имеет тенденцию к росту, заявила 15 октября в ходе правительственного часа в Совете Федерации вице-премьер Ольга Голодец 10. Однако, по всей видимости, главным препятствием для мигрантов из Китая является суровый климат Сибири, который и становится их главным соперником. Причем, таким соперником, который способен серьезно повлиять на национальный характер всей жизни переселенцев. Что, вероятно, наиболее чувствительно сказывается на культурных традициях. Это связано и с отказом от рисоводства, и с изменениями бытовых условий жизни в целом. Когда даже перенесение культурно-религиозных начал на иную почву - буддийских пагод и институтов Конфуция окажется неспособным уменьшить сибирские морозы. Когда даже условия Сан-Франциско меняют жизнь китайских переселенцев 11.
Тем не менее, считать эти препятствия абсолютными не представляется возможным, главным образом для малоимущих слоев населения. По существу, единственной противоположной тенденцией здесь является образ жизни элит, граждан мира, которые в силу образования, культурного и материального уровня способны успешно интегрироваться в иные общественные организмы, сохраняя при этом свою национальную идентичность длительное время. Отдельной статьей должна быть выделена и угроза серьезной социальной нестабильности, которая способна препятствовать миграции, ибо мигрант будет бояться потерять результаты своих трудов. С другой стороны, успешная интеграция мигрантов в новое общество станет со временем способствовать их участию в объективном, юридически оформленном перераспределении его богатств.
Итак, существует множество различных факторов развития ситуации в ту либо другую сторону. Так, современные вьетнамские социологи называют свою страну необъятной 12 при населении свыше 94 миллионов человек. Необъятность же России позволяет задумываться о том, какой потенциал способно найти здесь и успешно использовать международное содружество, равно как историческая память побуждает быть внимательными на этом пути, когда стремление к выгодам оказывается способным разрушить мир и благополучие целых народов. И наше общее с Вьетнамом стремление к обеспечению мира – лучший тому идейный и практический пример.

Новые перспективы

Длительное время существует и уже в рамках научных концепций развивается идея вегетарианского пути 13. Эти теории получили внимание и на Востоке - в Китае, Монголии, Вьетнаме. Этот процесс, несомненно, следует относить к кардинальному изменению развития человечества. Вероятно, к перспективам благоприятным, когда отказ от мясного животноводства и морского промысла крупных млекопитающих будет означать разрыв цепочки, порожденной дикой природой, т.е. цепочки развития человека как хищника, каким технологическим процессом он не был бы отделен собственно от начального продукта. В известном смысле, это сдвиг станет второй пищевой революцией, после отказа человечества от каннибализма. Это будет означать не только отказ от умерщвления живых существ, изменение всей пищевой индустрии, ее кормовой базы, но гуманизацию жизни общества, когда звери и птицы с зари человечества почитаются как наши прародители, одушевляются искусством и остаются нашими соседями на планете. Что же мешает человеку не считать пищей корову, тем более, когда в Индии она объявлена священной?
Решение этих проблем станет задачей не только экономики, но и иных направлений теории и практики – политики, психологии и других сфер деятельности. Уже теперь можно спросить, почему у нас не вызывает отказа сам вид мяса, тогда как только представление о некоем искусственном продукте способно вызвать неприятие. Так, уже разработан искусственный сыр на основе ДНК животных, а также человека 14. Это – достижение, но нет ли нем опасности?
С другой стороны, следует также спросить, не утратим ли мы необходимые для самосохранения инстинкты, переданные нам со времен первобытных охотников? Очевидно, что источником нашего аппетита является наша первобытная природа, что его удовлетворению отвечают древние традиции. Трудно представить, что не только наука, но и отдельный человек не рассматривают сегодня подобных вопросов. К этому его могут вести недостаток средств, сознательный вегетарианский выбор. Для науки здесь кроется огромное поле деятельности, и можно будет поздравить самих себя, когда в нашем рационе появится нечто совершенно необычайное, превосходное и исключительно полезное.
Отсюда будет вполне оправданным остановиться на положении об изменении сознания человечества и системы использования энергетических ресурсов. Не только солнца, ветра и океанских волн, а и продовольствия. Разумеется, постановка данной проблемы должна учитывать существование на планете голода. Уже только ввиду этого бедствия обозначенный процесс может занять целые столетия, тем не менее, вполне непродолжительное по историческим меркам время.
Как наметилось выше, этот переход будет означать отказ от самообмана, когда обожествляя и очеловечивая живых существ, мы истребляем их. Мы откажемся и от наивного мышления, препятствующего, следует полагать, реализации нашего интеллектуального потенциала. Иными словами, мы сможем обрести способности более верного выбора задач и их решения.
И именно здесь уместно вернуться к проблеме роста населения Земли, происходящего главным образом благодаря странам Востока. Нельзя не обратить внимания на данные, согласно которым уже в неотдаленное время население планеты приблизится к критическому уровню. Итак, неизменность продовольственной политики должна неизбежно привести к увеличению производства мяса, т.е. к увеличению мясного животноводства, соответственно и масштабов уничтожения живых существ, некоторые виды которых, кстати говоря, обладают весьма значительным интеллектом. (Эта проблема имеет, несомненно, отношение и к механизмам биополя Земли.) В этих условиях разработка и производства продуктов новых поколений представляется не только не фантастической, но необходимой программой поддержания жизни человечества.

Заключение

Ориентализм и Вестернизацию, очевидно, следует охарактеризовать как модусы, взаимное влияние которых в весьма значительной мере определяет нашу жизнь. Какой категорией выразить, в свою очередь, мирное влияние России, т.е. влияние с Востока на жизнь Европы и Америки? Разумеется, таковым, хотя и измененным современными условиями, влияниям подвержены все без исключения народы. Мир все более интернационализируется. Но, не смотря на это, мы остаемся все еще неспособными к полному взаимопониманию и мирному развитию. С научной точки зрения, причиной этому являются, несомненно, еще непознанные нами законы, равно как и отступления от законов познанных. И, вероятно, не существует такой теории, которая, воплотившись в практику, не нанесла бы и вреда. Однако, неужели, наделенный талантом художник или ученый не способны сегодня написать картину и открыть истину, которые будут иметь столь же непреходящее значение, как и полотна Эпохи Возрождения или открытия И.И. Мечникова? Несмотря на свой трагизм, современная жизнь дает для этого оптимистические темы. Нужно только лишь соединить их с философией и последовать примерам великих созидателей всех времен и народов.

Примечания

1. Каждая эпоха имеет тенденцию слабо осознавать собственные недостатки.
Quaeque aetas excolere studet quandam exiguam sui conscientiam suos agnoscendi limites.
Но прежде она требует от нас выйти из темницы собственного «я», поскольку лишь в раскрытии этой универсальной цели взору предстает также источник радости, сама любовь – Бог.
Antea quidem poscit exitum de carcere ipsius personae « ego », quoniam solummodo per universale apertum hoc subiectum recluduntur oculi ad laetitiae fontem, ad amorem ipsum, – ad Deum.
https://ru.glosbe.com/ru/la/%D1%81%D0%B ... 1%8B%D0%B9
2. Азиатский способ производства. Википедия.
3. Н.Н. Гусев. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ, Москва, 1957, с. 645
4. Викисловарь.
5. Википедия.
6. Э.А. Азроянц. Вестернизация. Глобальный мир.рф.
7. Роберт Джераси “Окно на Восток. Империя, ориентализм, нация и религия в России”. Издательство Новое литературное обозрение, 2013.
В исследовании Казань и тяготевший к ней обширный Поволжско-Уральский край предстают окном Российской империи на Восток, фокусом одновременно и притяжения, и отталкивания между русским большинством и различными нерусскими меньшинствами. Разносторонне анализируя деятельность целой галереи персонажей - чиновников, крестьян, священников, мулл, ученых, студентов, педагогов, публицистов, юристов, - автор показывает, как в ходе предпринимавшихся в XIX - начале XX вв. попыток обрусить татар, подорвать влияние ислама, удержать в православии "крещеных инородцев" русские меняли представления о самих себе, о своей нации и культуре. Власть и идеология, этничность и религия, наука и образование - таковы те контексты, в которых Джераси новаторски трактует проблему жизнеспособности имперского строя и его совместимости с русским национализмом”[Озон].
8. Эдвард В. Саид “Ориентализм. Западные концепции Востока”. Издательство Русский мир, 2006.
Работа посвящена истории познания и освоения европейцами культуры арабского Востока, насчитывающей немало ярких страниц - от первых контактов с диковинами и богатством Востока, до формирования систематической научной традиции изучения культур Востока, которая подкрепляется мощной политической и экономической практикой колониального освоения Востока со стороны ведущих европейских империй. Эту традицию Саид и называл ориентализмом, имея в виду при этом не просто наименование академической дисциплины, но и особый подход к предмету изучения, воплощенный в позиции одной цивилизации (европейской) по отношению к другой (арабско-исламской). Автор представляет ориентализм как сложную и многоуровневую систему репрезентаций Востока со стороны Запада, которая включает в себя помимо академического компонента - исследования и комментирования классических текстов - определенное представление о сути "восточного человека", воплощенное в практике имперской колониальной экспансии и реализующееся в политических и экономических структурах [Озон].
9. http://countrymeters.info/ru/World
10. Рэмблер.новости.
11. Телеканал Travel+Adventure
12. Земля Тханг Лонг – Ханой. Издательство “Новости”, Ханой, 2010.
13. Моя планета. 11.12.14. Наука 2.0. Вегетарианство - наше будущее?
14. НовыйВек. Новые технологии.
Ответить

Вернуться в «Научный раздел»