АЗИАТСКИЙ СПОCОБ ПРОИЗВОДСТВА: ПОПЫТКА ФОРМУЛИРОВКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ

Ответить
Вадим Ларин
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 18 мар 2017 23:40
Откуда: Москва
Род занятий: Научный работник

АЗИАТСКИЙ СПОCОБ ПРОИЗВОДСТВА: ПОПЫТКА ФОРМУЛИРОВКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ

Сообщение Вадим Ларин »

«Никто, конечно, не станет отрицать, что конкретные формы рабовладельческой и феодальной собственности в странах Востока более или менее значительно отличались от западно-европейских форм. Бесспорно, что для Азии характерна тенденция к более длительному и стойкому сохранению общинного землевладения. Игнорировать особенности конкретных азиатских форм невозможно. Однако совсем другой вопрос — их классовое, социально-экономическое содержание. В работах сторонников концепции азиатского способа производства нет ни одного довода, который свидетельствовал бы о существовании какого-то четвёртого социально-экономического типа эксплуататорской собственности, которая была бы нерабовладельческой, нефеодальной и некапиталистической»
[Энциклопедия марксизма].

Тезисы:

1. При оценке производительных сил АСП 1 мы должны исходить из Великой триады китайского даосизма, т.е. трех начал (сань цай): Небо (тянь), Земля (ди) и находящийся между ними Человек (жэнь).

17878_300.jpg
17878_300.jpg (7.98 КБ) 1692 просмотра


2. Характер любого способа производства определяется изначально его главной производительной силой (ПС), а именно землей. Земля в самом ее общем виде не является «предметом труда», как то трактовали классики политэкономии. Таковым является лишь отдельный возделываемый человеком участок земли. Земля превращается в средство производства путем ее обработки, т.е. искусственным образом, подобно тому, как создаются и любые другие средства производства, в частности, промышленное оборудование.
(Желая проиллюстрировать данное состояние, мы можем предположить, что псевдоним Ленин, наряду с иными известными его трактовками, по всей видимости, имеет своим началом такое экономическое понятие, как лен - лат. feudum 2.)
3. ПС является Небо, т.е. атмосфера (осадки).
4. ПС является общество (человек), которое по мере накопления знаний и опыта осуществляет переходы на новые уровни развития, что и выражается сменой социально-экономических формаций. Сами эти состояния означают переходы количественных изменений в качественные.
Итак, категория производительных сил изначально имеет три составляющие – землю в самом ее общем виде, атмосферу и общество, которое сообщает земле новую производительность.
5. Эксплуатация человеком человека не определяет характер способа производства, она является лишь способом извлечения прибавочной стоимости, когда речь идет о степенях и формах эксплуатации. Социальное неравенство, как и вытекающая из него эксплуатация, основаны на объективных предпосылках – разнице в происхождении, интеллектуальном и физическом развитии и др. На протяжении истории человечества эти диспропорции устранялись путем революций, сегодня они регулируются путем списания долгов, выгодных кредитов, гуманитарной помощи, разработки образовательных программ, способствующих лучшему раскрытию творческого потенциала коллектива и человека 3.
6. Существо АСП заключается не в каких-либо специфических формах эксплуатации (мобилизационная экономика не всегда выступает в качестве эксплуататорской), а в его соответствии природно-климатическим условиям Востока, которые обусловливают весь характер экономической, политической, культурной и религиозной жизни общества.
7. Выведение экономических законов должно исходить из человека (его физических возможностей и потребностей в восполнении жизненной энергии), в первую очередь, для продолжения рода.
8. Статистика потребления риса в Азии, как и пшеницы (и др. зерновых) в Европе учитывает средние показатели по потребителю (он же производитель). Тогда как в разных местностях или смешанном образом проживают люди с большой, средней и малой массой тела, требующие, соответственно, различных количеств калорий и способные производить различные объемы работ.
9. К теории управления АСП может быть отнесен, в частности, опыт Хо Ши Мина, а также программы СССР, разрабатывавшиеся для постколониального периода развития с/х Китая и, возможно, Вьетнама и Кореи.
10. Брошюра И.И. Федорова «Очерки о народной китайской медицине» (1960 г.) раскрывает, в частности, влияние недостатка питания на жизнедеятельность и состояние здоровья жителей южного Китая в эпоху колониализма. Несомненно, это положение может быть отнесено и к Вьетнаму.

Азиатский способ производства: поправка классической теории

Известное положение о том, что любой Способ производства характеризуется уровнем развития производительных сил, позволяет нам сказать, что т.н. Азиатский с.п. основной своей характеристикой и начальной стадией имеет наличие ирригационной системы (далее - ИС). Здесь Великая триада проявляется в полной мере – Небо (осадки)-Человек (труд)-Земля (каналы).
Как мы видим, это есть не просто конструкция даосской натурфилософии, но принцип, который отвечает характеру реальных производительных сил в трактовке классической политэкономии К. Маркса и Ф. Энгельса.
К ней требуется та принципиальная поправка, что земля является не «предметом труда», а производительной силой. Данное ее свойство при формулировке известной теории, следует полагать, было не вполне очевидным в условиях частной собственности на землю в Европе, когда классики имели ввиду лишь земельный участок, отведенный под пашню, но не землю в самом ее общем виде. Тогда как она изначально, без участия человека, производит все виды растительности, а именно леса, поля, луга, горные пастбища. (В данном случае предметом нашего внимания является именно это общее положение, а не виды и категории земель.)
Итак, уже сама земля, повторимся, является производительной силой, когда ирригация, мелиорация, подсечно-огневое земледелие и др. первичные способы обработки способствуют ее производительности, что собственно и позволяет назвать землю основой любого способа производства, в данном случае - Азиатского способа производства.
Вместе с тем, эксплуатация человека человеком есть всего лишь способ извлечения прибавочной стоимости, она характерна для различных формаций и не является основой развития производительных сил.
Данные положения мы станем считать принципиальными поправками к формулировке способов производства и общественных формаций.
В ареал АСП входят страны, имеющие развитые ирригационные системы - Китай, Индия, Вьетнам, Япония, Корея и целый ряд других азиатских стран, а также Египет, не относящийся к Азии.
ИС данного ареала (его географические и экономические границы в известной мере совпадают) служит, главным образом, поливному рисоводству, характеризуется протяженностью, производительностью, надежностью, в конечном итоге - способностью орошать определенную земельную площадь. Поддержание ИС в производительном состоянии всегда было делом коллективным, общинным, в конечном счете, государственным, что, собственно, и позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу выделить АСП в отдельный способ производства, когда они имели ввиду отсутствие на Востоке частной собственности на землю. Существование Азиатского способа производства в настоящее время подвергается переосмыслению, и мы полагаем, что АСП должен рассматриваться в качестве такового, поскольку без понимания его специфических внутренних характеристик невозможно эффективно регулировать отношения со странами данного ареала.
Трактовка рассматриваемой нами Великой триады как принципа АСП, очевидно, должна быть в дальнейшем дополнена водным промыслом - морским, а также пресноводным (реки и озера), который связан с рисопроизводством. (Океан, также, как земля и атмосфера, является производительной силой.
Данный принцип также следует дополнить кочевым скотоводством (КС), наиболее наглядный пример которого, мы видим в Монголии. Именно кочевой образ жизни способствовал монгольским завоеваниям средних веков. К ареалу КС должны быть отнесены кочевые народы - гунны и другие, хотя этот СП, видимо, не может быть назван определяющим для общей характеристики АСП .
АСП имеет также практические, соответствующие ему духовные основы. Так, в данном плане, с экономической точки зрения, следует сказать о Буддизме. Отсутствие Создателя в Буддизме, есть, по всей видимости, ошибочное западное толкование Б., установившее понимание "Бога в своей сердце" как определяющий его постулат. Это, видимо, не так. Иначе, как Буддизм может толковать происхождение Мира и человека. Как известно, сознание каждого буддиста подчинено карме (року), когда рассматривая себя в качестве аналогии Мира - микрокосма, буддист, тем не менее, не способен преодолевать господство этого Мира 4. Борьба буддиста есть борьба за самопреобразование, самосовершенствование, но представляет собой пассивную форму жизнедеятельности, противоположную христианской форме - "С Богом!", т.е. вместе с Богом. Итак, Буддизм служил пассивному образу жизни в иерархических государственных системах Востока. Это состояние самосозерцания и созерцания Мира служило императорской власти, которая одна только имела Мандат неба и право активной воли. Очевидно, данное положение в определенной мере сохраняется и сегодня, хотя общественное деление в разных странах на религиозные конфессии (в т.ч., атеистов) претерпело уже значительные изменения.
Современное состояние экономики не отменило АСП. Как мы видим, ирригационные системы действуют, требуют поддержки и сохраняют свою определяющую роль в существовании данного способа производства. Постиндустриальное общество высших технологических укладов (4 и 6-го), нано- и информационных технологий не утратило этого коллективного базиса, в силу чего, видимо, следует иметь ввиду предпосылки для развития социалистического хозяйства и соответствующих ему форм производственных отношений. Ни одно государство не может рассматриваться как автономное, изолированное или герметичное от внешних воздействий, отсюда Россия должна учитывать влияние со стороны стран, располагающими развитыми ирригационными системами.
Важнейшим для понимания производственных отношений как в историческом, так и современном плане, является оценка мобилизационной экономики (далее - МЭ) 5. Очевидно, что она далеко не всегда может быть названа формой эксплуатации, поскольку объективно служила задачам защиты национальной независимости, суверенитета и идентичности. Как это имело место в годы Великой отечественной войны 1941-45 гг. в СССР, который смог осуществить наращивание сельскохозяйственного производства и обеспечить свои гражданские и военные потребности 6.
И, наконец, затронем некоторые аспекты, которые могут определять информационные связи внутри рассматриваемого нами ареала. Так, здесь присутствует ложная (народная) этимология - слово «площадь» 7 созвучно слову «лошадь» («алоша» - тюрк.) 8, «оседлый» («седло») 9. Настоящая народная этимология позволяет сравнить поливное земледелие с организмом лошади или человека, как микрокосма, чьи кровеносные системы подобны оросительным системам. Здесь мы видим символическую, но, вместе с тем, и имеющую реальные природные основы философскую систему, будь она названа буддийской, даосской, христианской, каббалистической или розенкрейцеровской, каковые существуют как на Востоке, так и на Западе 10.
Наша попытка установить здесь когерентность, видимо, имеет под собой некоторую объективную почву, хотя и не относится к области экономического анализа. Тем не менее, мы указываем на последнюю характеристику в плане более полной оценки АСП.

Азиатский способ производства: основные отличительные характеристики

Его основная характеристика основана на поливном рисоводстве, которое отличается от возделывания пшеницы. (Что касается урожайности и калорийности, то эти показатели для Азии и Европы сопоставимы.)
В течение года каждый человек в мире съедает, в среднем, почти 58 килограммов риса. Этот показатель касается, в основном, азиатских стран. Среднестатистический европеец кушает всего два-три килограмма риса.
ТОП-10 стран-производителей риса уже больше десяти лет остается неизменным. Тройку лидеров формируют Китай, Индия и Индонезия, хотя первенство с ними постоянно оспаривают Вьетнам, Бангладеш, Мьянма. Именно это государство в 1960-1970-х гг. было лидером в мире по производству риса. Интересно, что производительность данной злаковой культуры самая высокая не в тех странах, которые входят в ТОП. Больше всего зерна с 1 гектара получают в Австралии (102 ц), Египте (95 ц), США (86 ц.) и Турции (81 ц.).
Согласно данным Института Риса Дельты Меконга, в 2009 г. урожайность риса, в среднем составила от 6 до 6,4 т., а в некоторых местах до 8 т. с гектара.
(Для сравнения, средними урожаями для России считается 40 ц. зерна пшеницы с гектара, но в некоторые благоприятные годы с той же единицы площади удавалось собирать и 100 центнеров.)
Основой существования АСП являются специфические климатические условия, обусловливающие развитие крупной ирригационной системы. (Здесь мы не касаемся различий земельных владений и, соответственно, имущественных и социальных различий.) Государственная собственность на землю и ирригационную систему и сегодня лежит в основе экономики Китая и, в частности, Вьетнама, что веками осенялось Конфуцианством. Итак, Конфуцианство оказало свое влияние на развитие АСП. И сегодня оно востребуется в мире, очевидно, как одна из важных составляющих Общей теории управления.
Экономическая интеграция, обмен знаниями и опытом, не могут не способствовать управляемой конвергенции Конфуцианства с новыми теориями, как это произошло в XX в. в отношении Марксизма-ленинизма на китайской и в целом азиатской почве. Сегодня, следует полагать, эта конвергенция может быть дополнена Теорией контрактов Б. Хольмстрема и О. Харта.

К формулировке современной теории АСП

История

Колониализм


Таким образом, мы подошли к чрезвычайно важному вопросу о соотношении Азиатского и Европейского способов производства. Очевидному водоразделу между ними в XIX в. служила политика, когда преимущества ЕСП в плане организации промышленности сказались на всем ходе экономического развития Востока. Здесь мы предпринимаем попытку представить только самые общие положения этого процесса. Политическая и идеологическая надстройка Востока, т.е. императорская, осененная Конфуцианством власть рухнула (как это происходило в эпоху буржуазных революций в Европе), невзирая на совершенно отличный от европейского характер организации сельского хозяйства. Как мы уже отметили, Буддизм в силу его имманентных свойств, не смог явиться активной созидательной силой, способствующей собственно национальному капиталистическому развитию Вьетнама.
Это отнюдь не означало, что императорская власть не предпринимала попыток бороться против колониализма, как то, в частности, демонстрирует пример короля Ты Дыка. Очевидно, последний император династии Нгуен Бао Дай не мог не осознавать тех преимуществ, которые позволили Западу установить свое господство. Обладая политическим опытом, он, следует полагать, рассматривал революцию во Вьетнаме, т.е. путь Хо Ши Мина как единственную на тот момент силу, которая окажется способной добиться национальной независимости. Нельзя не предположить поэтому, что император Бао Дай учитывал существующие возможности содействия делу общего прогресса Вьетнама, о чем косвенно свидетельствует возвращение в 1949 г. Таи и Индокитаю (Бао Даю как главе Южного Вьетнама) Соединенными Штатами золота из авуаров Японии после окончания 2-й Мировой войны. (Иной вопрос – собственные интересы Соединенных Штатов.) Возможно, мы встречаемся здесь с историческим парадоксом, когда император Вьетнама мог участвовать в финансировании Августовской революции, если иметь ввиду революционные процессы и события на Юге 11. Мы должны отметить, что геополитический термин «Индокитай» здесь может играть роль ключевого слова, т.к. в названный период объединял все входившие в него государства, в т.ч. уже существовавшую ДРВ.
Деятельность ФКП, поддержка трудящихся Франции, как мы знаем, оказали свое влияние на ситуацию в Индокитае. В историческом плане это, разумеется, была тенденция еще времен Парижской коммуны. И мы можем рассматривать ее как существовавшую объективную предпосылку Августа 1945 г., которая происходила из самой метрополии.
В книге «Советский Союз и Вьетнам в годы первой Индокитайской войны. Женевская конференция 1954 г.» приводятся сведения, позволяющие судить о расстановке сил на международной арене относительно ситуации в Юго-Восточной Азии в данный период. В этом контексте мы должны обратиться к вопросу о финансировании вьетнамской революции со стороны Сталина и Чан Кайши, в редакции Хо Ши Мина, т.е. со стороны Коминтерна, СССР и Китая 12. Сведения об этом содержатся, в частности, в недавно изданной в СРВ «Биографии Хо Ши Мина», его переписке, хранящейся в РГАСПИ (рек. мне Е.В. Кобелевым). Без понимания истоков (каждая река имеет свой исток) мы не сможем релевантно оценить данный процесс и, соответственно, сообщать ему наиболее оптимальные опции сегодня и на перспективу. Судя по «Биографии», средства, выделявшиеся Коминтерном, изначально были незначительными, мы можем сказать о 1930 г., когда в своем докладе Восточному отделу Коминтерна Нгуен Ай Куок указал сумму в 440 гонконгских долл., израсходованных для участников I Пленума ЦК Партии в Гонконге 13. Очевидно, данный вопрос в целом требует рассмотрения с точки зрения участия в этом финансировании различных политических сил и общественных групп – представителей национальной буржуазии, пролетариата, крестьянства, религий.


Революция и реформы

«Выступление Хо Ши Мина «О неотложных задачах Демократической
Республики Вьетнам» (Ханой, 3 сентября 1945 г.)

Уважаемые старейшие люди страны!
Прожив 80 лет в условиях гнета, эксплуатации, обскурантистской политики французских колонизаторов, вы и я, все мы не успели познакомиться с технологией управления.
Но это нас не тревожит. Мы будем работать и учиться, учиться и работать. Наверняка мы будем делать ошибки, но мы же и будем их исправлять: у нас есть мужество, чтобы исправлять свои ошибки» 14.

Очевидно, что для выявления современных законов АСП и продолжения формулировки теории, будет правильным рассмотреть его действие на территории Китая, Вьетнама и, возможно, Кореи - стран китайского экономического и культурного ареала.
Несомненно, включение потребителя/производителя в эти отношениями характеризуются иными параметрами, нежели европейские. Здесь проходит водораздел между АСП и ЕСП, которые ввиду производства зерновых сохраняются, хотя, видимо, и утрачивают свои масштабы из-за развития промышленности. Формулу потребитель/производитель мы относим пока исключительно к с/х, где тот и другой выступают в одном лице.
«Аграрная реформа, начавшаяся еще в годы войны Сопротивления, была в основном завершена к концу 1956 г. Тем самым было уничтожено феодально-помещичье землевладение, веками господствовавшее во вьетнамской деревне. К моменту принятия закона об аграрной реформе в декабре 1953 г. более 60% земли принадлежало помещикам, церкви и общине, 9% — французам и лишь 30%—трудовому крестьянству; 62% крестьянских семей вообще не имели земли.
В результате аграрной реформы у помещиков было изъято 810 тыс. га земли, которые были безвозмездно переданы 2,1 млн. крестьянских семей. Тем самым был претворен в жизнь лозунг «Землю тем, кто ее обрабатывает» (изначально - лозунг эсеров – В.Л.). Крестьянство, полностью освобожденное от феодального ига, стало полновластным хозяином в деревне. Аграрная реформа устранила феодальные путы, сковывавшие развитие производительных сил, способствовала улучшению экономического положения крестьянства. Был упрочен союз рабочего класса и крестьянства — надежная основа народно-демократической власти, руководимой партией». Реформа создала также необходимые предпосылки для перехода к широкому кооперированию сельского хозяйства» 15.
В.И. Ленин писал в 1921 г.: «Переход от кооперации мелких хозяйчиков к социализму есть переход от мелкого производства к крупному, т. е. переход более сложный, но зато способный охватить, в случае успеха, более широкие массы населения, способный вырвать более глубокие и более живучие корни старых, досоциалистических, даже докапиталистических отношений, наиболее упорных в смысле сопротивления всякой "новизне"» 16.

Современность

Рассматриваемому нами положению, уже применительно к нынешнему периоду, способствует статья М. Огородной «Конфуцианство и экономика». Автор, в частности, отмечает: «Как считают многие исследователи, стремительный экономический рывок стран Юго-Восточной Азии во многом определяется именно идеологией конфуцианства, которая принята не только в Китае, но и в Корее, Японии, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване. В этом смысле конфуцианство также является основой единства и целостности целого региона, позволяя ему противостоять экспансии либеральных идей. …
Отличия экономики названных стран от классического западного капитализма позволяют специалистам говорить о специфическом «конфуцианском капитализме». Основные характеристики деятельности, которые предпочтительны с позиции конфуцианства на предприятиях восточноазиатских стран – «самоконтроль», «бережливость и прилежание», «преданность» и «искренность»
На современных предприятиях Восточной Азии ядром управления является человек. Именно он, а не власть или деньги, является источником благосостояния с точки зрения восточноазиатских предпринимателей» 17.

Итоговые оценки:

Таким образом, наша формулировка современной теории АСП имеет своим началом человека (как микрокосм) согласно объективным природно-климатическим и экономическим условиям, китайской буддистской философии «Инь-Ян» и Конфуцианству. Этот подход предполагает изучение внутренних законов АСП, понимание и применение которых должно позволить более эффективно регулировать состояние экономик различных стран, относящихся к АСП. При наличии трудов, характеризующих состояние и перспективы развития этих экономик (в частности, В.М. Мазырин. «Экономика Вьетнама») предпринимаемая нами попытка, при совмещении марксистской и собственно восточной теоретических моделей, позволит, очевидно, дать необходимое наполнение названной теоретической оболочке. В данной плоскости должны быть рассмотрены также тенденции применения современных экономических теорий, в частности, Теории контрактов и др.
Наша попытка служит как развитию Общей теории управления, так и экономической теории в целом и в дальнейшем может способствовать формулировке общих законов отношений Азиатского и Европейского способов производства.
«Следует отметить, что в 1960–1970-х гг. промышленно развитые страны стали переходить от стратегии техноцентризма к антропоцентризму. Техноцентризм – предпринимательская стратегия, делающая ставку на новейшие технологии и рассматривающая рабочую силу лишь как элемент издержек производства, как фактор, влияние которого на конечную цену по возможности должно сводиться к минимуму 18. Антропоцентризм – модель развития и использования человеческих ресурсов, ориентированная на высококвалифицированную, инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства и непрерывно повышающую уровень знаний и квалификации 19. Удачным примером антропоцентрического подхода может служить Япония, где при отсутствии сырьевых ресурсов особо эффективно использовались интеллектуальные возможности нации 20.
Сегодня Япония кредитует восстановление ирригационной системы Вьетнама (2013 г.). «Около 274 млн долларов США будет выделено на модернизацию ирригационной системы во вьетнамской провинции Нгеан для обеспечения водой около 28 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а также всеобщего ежедневного потребления». «75-летняя ирригационная система в настоящее время находится в плачевном состоянии и способна обеспечить водой лишь половину тех угодий, на которую была рассчитана. Способствовать реализации проекта в провинции также будут министерство сельского хозяйства и развития сельскохозяйственных районов и соответствующие учреждения» 21.
В области ирригации Вьетнам одновременно сотрудничает с Южной Кореей. 22 марта 2018 г. в Ханое представители Главного управления ирригации Министерства сельского хозяйства и развития деревни Вьетнама и Генеральной компании «K-Water» (Южная Корея) подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества. Замминистра сельского хозяйства и развития деревни Вьетнама Хоанг Ван Тханг сообщил, что Вьетнам управляет многими проектами в области ирригации с участием Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР).
Применительно к АСП мы можем обратить внимание, что сотрудничество развивается между странами, имеющими сходные экономики, развитие которых традиционно основывается на общинном способе, в данном случае, ирригационных, т.е. земляных работ. Итак, для понимания АСП сегодня нам следует задать вопрос о норме выработки при осуществлении этих работ. Как пишет М.А. Чешков в работе «Особенности формирования вьетнамкой буржуазии», «Охарактеризовать степень классовой общности, точнее экономическую основу ее <…> можно через ряд показателей, первым из которых является соотношение нормы прибыли на капиталы, вложенные в различные сферы». Ранее лишь государство устанавливало и контролировало выполнение этих работ через общину. Каким же образом, при сохранении общины и ее роли в данном случае, эти руководящие функции осуществляет частный капитал. Как государственное управление соотносится с частным, каким образом происходит финансирование этих работ и каков их экономический, а следовательно финансовый эффект?
При этом важен вопрос о характере этой деятельности. Является ли она мобилизационной и в какой степени. Во время войны она зачастую приобретает мобилизационную форму, когда, с одной стороны, нормы выработки могут существенно превышать средние, а, с другой, вообще не применяться на подвергнувшихся военным действиям территориям.
Все страны, о которых сказано в этом обзоре, в значительной мере испытали последствия войны, когда экономика приобретала мобилизационную форму. В мирное время нормирование возвращается в норму, хотя ситуация в России и Вьетнаме отличается значительным образом, поскольку поливное рисоводство в России имеет совсем недавнюю и локальную историю (Краснодарский край). Итак, мы видим, что участие сегодня Японии и Южной Кореи в развитии ирригации во Вьетнаме имеет объективную основу, а это и есть начало регулирования экономических отношений вообще, а также параметров сотрудничества. Игнорировать данное традиционное, присущее именно АСП условие невозможно ввиду необходимости понимания механизмов международного сотрудничества, основанного на местной специфике. Иными словами, оценка по конечным нормам – нормам потребления в кг или калориях не приблизит нас к пониманию отмеченных здесь механизмов.
Данная ситуация, видимо, является для России преодолимой лишь в малых пределах. А именно она, следует полагать, в существенной мере определяет возможности нашего нынешнего экономического сотрудничества в гражданских сферах. Незначительный, по сравнению с рядом других стран, российско-вьетнамский товарооборот является следствием этой объективной ситуации, когда продажа вооружений остается продолжением российско-вьетнамских отношений военного периода. Таким образом, можно подчеркнуть, что объективно незначительное участие России в земельных отношениях во Вьетнаме влечет и, очевидно, будет определять и далее существующие параметры нашего сотрудничества. Решить данную ситуацию политическим, мобилизационным, путем, как то продемонстрировали успехи сельскохозяйственной реформы Хо Ши Мина на Севере в 1950-е гг., сегодня невозможно в силу иного характера всего комплекса экономических отношений. Речь, разумеется, идет о продолжении мирного развития.
Объективно судить о том, в каком состоянии сегодня находится ирригационное хозяйство Вьетнама, по приведенной нами информации невозможно. Вероятно, даже ограниченное участие России в его поддержании было бы целесообразным, однако, как сказано, существуют азиатские традиционные экономические предпосылки, ставящие этому участию узкие рамки.


Примечания

1. Азиатский способ производства. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94994.
2. Фео́д (лат. feudum), также фьеф, лен[1] — зе́мли (реже — фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные вассалу сеньором в пользование и распоряжение ими (иногда в наследственное — см. поместье), осуществлялось на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора. Этот вид земельного держания практиковался во времена Средневековья в Европе.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4
3. Это означает, что помимо права собственности крестьянин должен рассчитывать на средства технической подготовки, кредитование, страхование и доступ к рынку»[78].
Quod, praeter proprietatis titulum, secum fert agricolam instrumentis frui debere technicae educationis, pecuniarum commoditatibus, cautionibus et mercandi facultate”.[ 77]
https://ru.glosbe.com/ru/la/%D1%81%D0%B ... 1%8B%D0%B9
4. Смерть и мир мертвых
На самом деле буддизм учит только, что энергия, полученная в результате духовной и физической деятельности какого-либо существа, порождает после его смерти новые явления духовного и физического порядка. На эту тему существует множество хитроумных теорий, и, по-видимому, мистики Тибета трактуют вопрос о смерти глубже, чем большинство других буддистов.
Оригинал доступен на сайте КнигоГид https://knigogid.ru/books/46024-mistiki ... ead/page-4
5. В.П. Ларин. МЭ должна быть включена в классический экономический анализ, поскольку общее состояние войны и мира является общим для всей истории человечества.
6. Сельское хозяйство в СССР в период Великой Отечественной войны
http://www.protown.ru/information/hide/6165.html (дата обращения: 22.11.18)
7. Происходит от православного *ploskědь, от которого в числе прочего произошли: древнерусское, церковнославянское площадь (древнегреческое πλατεῖα). Праслав *ploskědь родств. пло́ский.
ru.wiktionary.org (дата обращения: 22.11.18)
8. Ныне существуют иные толкования, в частности, И.Г. Добродомов называет это слово русским. Лошадь и конь. Тюркизмы в русском языке (26 Декабрь 2006) https://www.svoboda.org/a/369157.html (дата обращения: 18.11.18)
9. Происхождение слова седло. https://lexicography.online/etymology/% ... 0%BB%D0%BE (дата обращения: 22.11.18)
10. Китайский иероглиф 馬 (mǎ), обозначающий лошадь, является пиктограммой, которая изображает лошадь с головой, повёрнутой назад, и развевающейся на ветру гривой. Тело и хвост лошади представлены чертой, которая идёт посередине вниз с левой стороны иероглифа, под углом поворачивает направо, затем опускается вниз с правой стороны иероглифа. Четыре коротких черты внизу изображают четыре ноги лошади. См. подробнее: https://www.epochtimes.ru/content/view/83304/86/ (дата обращения: 10.11.18)
Ма Юань – победитель сестёр Чынг. https://ru-history.livejournal.com/4793559.html (дата обращения: 18.11.18)
11. «Англо-американский блок стремится укрепить положение Бао Дая 3. Вопреки протестам других членов Дальневосточной комиссии 4 , американцы решили возвратить Таи и Индокитаю принадлежащее им золото, которое сейчас находится в Японии 5».
Советский Союз и Вьетнам в годы первой Индокитайской войны. Женевская конференция. 1954 г. Сборник документов и материалов. РОССПЭН, Москва 2017, С. 35.
12. В Отчете Коминтерну в конце 1925 г. Нгуен Ай Куок писал: «Для обеспечения расходов на все эти дела я должен был потратить последние остатки из суммы, которую вы мне дали на дорогу. Однако, что делать потом?» Хо Ши Мин. Биография. ГПА Хо Ши Мина. Изд. «Политическая теория», Ханой, 2016, С. 199.
13. Там же.
14. «Выступление Хо Ши Мина «О неотложных задачах Демократической
Республики Вьетнам» (Ханой, 3 сентября 1945 г.) ПСС Хо Ши Мина.
15. Переход ДРВ к социалистическому строительству. http://hinduchina.ru/perexod-drv-k-soci ... oitelstvu/ (дата обращения: 22.11.18)
16. Там. же. См.: В.И.Ленин ПСС т.43. http://leninvi.com/t43/p227 С. 26, 27 (дата обращения: 22.11.18)
17. Конфуцианство и экономика. http://www.academia.edu/12126485/%D0%9A ... 0%BA%D0%B0
(дата обращения: 10.11.18)
18. Там же.
19. "Антропоцентризм" в конфуцианстве как основа в управлении современным предприятием. https://studwood.ru/1032902/filosofiya/ ... dpriyatiem (дата обращения: 22.11.18)
20. Рябова О.В., Орлова В.И. Влияние недостатков образовательной сферы на модернизацию экономики СССР в 1960-80-е гг. (на примере Горьковской области). Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliya ... oy-oblasti ̣̣
(дата обращения: 22.11.18)
21. В реконструкцию ирригационной системы Вьетнама вложат большие средства:
http://today-news.com/News/world/v-reko ... 14847.html (дата обращения: 18.11.18)

Внесены некоторые поправки в главы "Колониализм" и "Революция и реформы".
Ответить

Вернуться в «Научный раздел»