Археологическая выставка "Сокровища Красной реки" в Эрмитаже

События, новости, информация, статьи и репортажи.
ozes
Администратор
Сообщения: 48610
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Археологическая выставка "Сокровища Красной реки" в Эрмитаже

Сообщение ozes »

Приглашение на открытие выставки "Сокровища Красной реки" в Эрмитаже, в Институте Хо Ши Мина (СПбГУ):

IMG_7649.JPG
ozes
Администратор
Сообщения: 48610
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: Археологическая выставка "Сокровища Красной реки" в Эрмитаже

Сообщение ozes »

На выставке "Сокровища Красной реки" в Эрмитаже - фото Нгуен Тхи Минь Хань и Светланы Банит. Всего на выставке представлены 299 экспонатов из ареологических раскопок. Выставка временная, находится рядом с Египетскими залами.

IMG_7761.JPG


Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама

Главный музейный комплекс, Залы истории древней письменности (№ 85–88)

С 18 мая 2019 года в Зимнем дворце в залах истории древней письменности представлена выставка «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама», приуроченная ко дню рождения Хо Ши Мина и дням названного в честь него города.

На выставке показаны древние культовые и бытовые предметы из Национального исторического музея Вьетнама и музея Хайфонга. Посетители смогут познакомиться с древним периодом истории одного из регионов полуострова Индокитай, с искусством, традициями и бытом людей, которые жили на территории современного Вьетнама на заре государственности во второй половине I тысячелетия до н. э. – начале I тысячелетия н. э.

В эпоху древности, примерно во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории современного Вьетнама сформировались три культуры, в основе которых лежали местные традиции: Донгшон в северной части страны, Шахюинь в центральной и Донгнаи на юге. На основе этих культур возникли первые государственные образования в истории Вьетнама.

Особого внимания заслуживает донгшонская культура, существовавшая в VI веке до н. э. – I/II веках н. э. в долинах Красной реки, рек Ма и Ка. С точки зрения некоторых исследователей, именно здесь, начиная с 3-го тысячелетия до н. э., формируется ядро будущей вьетнамской цивилизации. Предметы донгшонской культуры производились из самых разных материалов: камня, бронзы, железа, глины, стекла, дерева, кости и других. Наиболее многочисленны характерные для этой культуры высокохудожественные изделия из бронзы, изготовлявшиеся в технике литья: орудия труда, бытовые предметы, оружие, украшения, музыкальные инструменты. Всемирно известны донгшонские бронзовые барабаны с изображениями обрядовых сцен и процессий, фигурами людей и животных, геометрическими орнаментами. Барабаны использовали в качестве музыкальных инструментов, в ритуальных обрядах, для подачи сигналов. Донгшонские барабаны были и символами власти. На их поверхности часто изображали сюжеты из повседневной жизни или сцены ритуалов, связанные с культом предков. В центре верхнего диска находилась звезда с расходящимися лучами. Орнамент в виде изображений птиц, животных, воинов в необычных головных уборах, геометрических узоров всегда наносился по кругу. Иногда на горизонтальной поверхности расположены фигурки лягушек, вызывающих дождь. На боковой поверхности встречаются изображения воинов в лодках, на которых могли перевозиться сами барабаны. К концу существования культуры Донгшон искусство оформления барабанов становится более схематичным, а затем постепенно исчезает. На выставке представлен барабан «Золотая звезда» (высота 85 см, диаметр 124 см) – самый крупный из найденных к настоящему времени на территории Вьетнама.

На основе донгшонской культуры на территории нынешнего Северного Вьетнама появляется государство Ванланг – предположительно самое раннее государственное образование. После его падения в 257 году до н. э. на этом месте возникло государство Аулак. Его столицей стала крепость Колоа, находившаяся в 15 км от современного Ханоя.

Одновременно с донгшонской культурой в центральной части Вьетнама вдоль побережья Южно-Китайского моря существовала культура Шахюинь (VI/V век до н. э. – II/III век н. э.), памятники которой выявлены на территории от современного города Хюэ на севере до долины реки Донгнай на юге. Культура Шахюинь известна, в первую очередь, своими погребальными памятниками. Захоронения совершались в больших керамических урнах высотой до 1,3 метра, куда умерших помещали вместе с оружием, орудиями труда, сделанными преимущественно из железа, украшениями из камней (сердолик, агат, нефрит, горный хрусталь) и стекла. Изделия, как правило, размещали внутри сосуда позади погребенного, а мелкие вещи иногда клали рядом с крышкой. На выставке будет показан один из погребальных сосудов и несколько небольших урн.

С самого начала изучения культуры Шахюинь особенный интерес у исследователей вызывала керамика, которая отличалась от простых сосудов культуры Донгшон. Керамике Шахюинь свойственно разнообразие форм: круглодонные и плоскодонные сосуды, кувшины и миски на ножках. В последнем случае ножка и тулово сосуда изготавливали по отдельности и соединяли перед обжигом. Предполагается, что светильники также делали из двух частей, верхней и нижней. Известно два основных способа нанесения орнамента: гравировка или отпечатки предметов (края ракушек, шнура и даже ногтей). Иногда встречается роспись красного или черного цвета.

Определяющую роль в развитии культуры Шахюинь играло использование железа. Мечи, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, инструменты для обработки земли изготавливали преимущественно методом ковки. Первоначально технология обработки железа была связана с местными традициями. На завершающем этапе развития культуры Шахюинь отчетливо прослеживается китайское влияние, что отразилось в форме наконечников копий и ножей c характерной рукоятью. Изделия из бронзы встречаются в этом регионе довольно редко.

Яркой особенностью материальной культуры считаются украшения: каменные или стеклянные серьги с декоративными заостренными деталями и крючком, а также серьги-подвески с фигурками животных. Были распространены браслеты, кольца, серьги, бусы из стекла, обожженной глины и камней, среди которых особо выделяли агат и нефрит.

В юго-восточной части дельты Меконга на основе поздненеолитических культур сформировалась культура Донгнай, долго сохранявшая архаические традиции. Основными занятиями были земледелие, рыболовство и собирательство, развивались ремесла. В районе Канзо (Хошимин) были обнаружены памятники особой группы населения, занимавшейся торговлей.

В больших ремесленных мастерских производили керамику, изделия из камня (в том числе украшения), металлические орудия труда и оружие, а также украшения из дерева, кости, рога и черепахового панциря. Бронзовые предметы изготавливали в технике литья в двухсоставной форме. Железных изделий найдено немного.

На позднем этапе культуры Донгнай появились захоронения в погребальных урнах, куда помещали железное оружие, миниатюрные керамические сосуды, украшения из нефрита, агата, стекла. Наиболее показательным считается комплекс из серег с протомами животных, обнаруженный в памятнике Зонгкаво (Хошимин).

Культура Донгнай представляет собой местную южную традицию, на основе которой возникла археологическая культура Окео (I–VI вв. н. э.), памятники которой охватывают юго-западную часть дельты. Наряду с традиционными бытовыми предметами, в памятниках этой культуры находят хорошо обожженную гончарную керамику, печати, монеты. Помимо материковой и островной Юго-Восточной Азии огромное влияние на эту культуру оказывали Китай и Индия. Среди находок на территории памятников встречается много индуистской и буддийской деревянной, каменной и бронзовой скульптуры. Например, на территории Окео были найдены каменные статуи Будды высотой до трех метров. Важными находками стали 36 небольших изделий (кольца, печати, инталии) с надписями на санскрите письмом брахми, которые датируются I–V вв. н. э.

Вклад в изучение древней истории Вьетнама внесли ученые разных стран. Начало археологических исследований в Юго-Восточной Азии было положено сотрудниками Французской школы Дальнего Востока. В середине – второй половине XX века, несмотря на сложности политической обстановки, когда вьетнамцы боролись за национальную независимость, раскопки продолжались даже во времена американских бомбардировок.

В 1950-е годы появилось первое поколение вьетнамских исследователей-археологов. Их ученики продолжают скрупулезное изучение древней культуры этой удивительной страны. Значительный вклад в исследование вьетнамских древностей внесли советские и российские специалисты, которые до сих пор продолжают там работать. За прошедшие тридцать лет во Вьетнаме принята серия законов об охране культурного наследия, сохранении археологических памятников, строительстве новых музеев. В настоящее время 79 предметов имеют статус национального сокровища.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Нгуен Ван Кыонг, директора Национального исторического музея Вьетнама.

Авторы статей каталога и кураторы выставки –Наталья Александровна Сутягина, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа и Евгений Александрович Кий, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

https://hermitagemuseum.org/wps/portal/ ... Eh/?lng=ru
Ответить

Вернуться в «Россия и Вьетнам»