Нят-Нам.ру
Картины Нго Суан Бинь

Вьетнамская борьба Нят-Нам

[ГДЕ ОБУЧАЮТ НЯТ-НАМ?] [КНИГА "БОРЬБА НЯТ-НАМ"] [СЕМИНАРСКИЕ ЗАПИСИ, СТАТЬИ] [ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ] [ГАЛЕРЕЯ УЧАСТНИКОВ] [РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ]

СЕМИНАРСКИЕ ЗАПИСИ

СТАТЬИ

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

КУЭН

Куэн (что по вьетнамски означает «образец», или «формальное упражнение») - это последовательность непрерывных движений и приемов, расположенных в определенном порядке. Практика куэнов помогает занимающемуся развить координацию движений рук и ног, быстроту реакции, повысить физическую подготовку и выносливость организма, научиться хорошо управлять всеми частями тела.

Куэны содержат всю основную технику перемещений, стойки, связки приемов, различные удары, которые ученик должен усвоить, чтобы в дальнейшем умело использовать в конкретной ситуации и выбирать правильную тактику в каждом бою. Техника куэнов школы Нят-нам (Молодая ветвь) очень разнообразна. Осваивая ее, боец должен научится сочетать различные движения рук, ног и корпуса, а также правильно выбирать ритм, направление и силу этих движений: медленно или быстро, сильно или легко, прямо или сбоку, ближняя дистанция или дальняя, высоко или низко, обманное движение или прямой решительный удар, один удар или серия ударов. Различны и виды перемещений: простой шаг, скольжение, прыжок, поворот или падение, все зависит от конкретной ситуации.

Если сравнивать боевое искусство вьетнамцев (во-дао) со школами китайского ушу, то можно выделить следующие отличия:
Во-первых, у нас стойки подвижные, менее жесткие и более высокие, чем у китайцев, легко меняющиеся, неопределенные;
Во-вторых, у нас много уклонов и обманных движений;
В-третьих, положение рук не имеет жесткой фиксации, но в целом выражает идею защиты больше, чем нападения;
В-четвертых, мы делаем ставку на ближний бой, наиболее рациональный в поединках бойца небольшого роста с более высоким и массивным противником;
В-пятых, неопределенная техника перемещений, позволяющая избегать прямых столкновений за счет уклонов, обманных движений, широкого использования техники скольжения, вращения, приклеивания. Разнообразные движения сопровождаются различными угрожающими криками, и это непросто повторение, копирование криков животных. Это психологические маневры, имеющие очень большое значение в бою для подавления воли противника, особенно в начальной фазе боя.

Основная тактика в школе Нят-нам –это «мягкость против жесткости». Она требует развития гибкости, ловкости и чувствительности. Кроме необходимой стойки и правильного положения рук, очень важно чувствовать противника, интуитивно предвосхищать направление его атаки для отведения в сторону и максимально результативной контратаки. Ваше тело должно стать податливым и подвижным, способным легко выполнять трудные движения по сложным траекториям. Техника Нятнам основана на перемещениях тела с применением скольжения, поворотов, падений, позволяющих обращать силу противника против него самого.

Наши старики говорят об этом такими словами: «вода обтекает камень», «ветер не ломает камыш», «сколько ни стучи палкой по барабану – не испортишь, зато легко проколешь иглой», «внезапная сила – всеравно что ударить веревкой, но с привязанным к ней камнем». Изменяя свои движения под натиском силы, мы как будто «уступаем» ей, «взрываясь» в самый неподходящий момент или повергая его легким, но точным уколом в уязвимое место.

Сами названия наших куэнов – «форма тигра, форма змеи, форма танцующего облака, форма обезьяны, форма катящегося камня» - выражают их смысл. Он заключается в подражании природе. В выступлениях мастеров можно видеть множество движений, характерных для животных (захваты и мощные удары тигра, гибкое скольжение змеи, ловкие увертки обезьяны). Или позволяющих провести сравнение с иными природными явлениями. Ведь когда катится круглый камень, путь его невозможно заранее предсказать, а воздействие сильное и жесткое. Тактика куэна «катящегося камня» содержит больше обманных движений и ударов, нежели реальных, что как нельзя лучше выражает смысл школы Нят-нам: «есть но нет; нет, но есть».

«Подражание» не сводится к простому копированию того, что есть в природе. На самом деле в течении долгих лет поколения мастеров выбирали, систематизировали и шлифовали различные движения, пока они не стали «своими». Иначе говоря, «подражание» в понимании мастеров Вьетнама - это умение управлять своей жизненной энергией в соответствии с нужным образом : тигра, змеи, обезьяны, облака, катящегося камня. Поэтому каждый куен сложен, в нем есть свой дух, своя сущность движения энергии Кхи. Нелегко понять именно эту скрытую сторону куэна, а не добиться формально точного копирования образца. Здесь в жесткости скрывается мягкость, в статике движение, в плавности и пластичности – сильный неравномерный поток энергии (то «удлинение», то «сокращение», то «усиление», то «ослабление»). Так что всякий куэн является искусством движения, гармонично сочетающего силу и пластику, ловкость и выносливость, податливость и напор в едимом неделимом ритме. Именно практика куэна рождает гармонию внутри человека, гармонию между ним и его партнером, между человеком и природой. Итак, подражание – это умение управлять своей жизненной энергией до степени полного слияния с природой, когда микрокосмос растворяется в макрокосмосе и наоборот. Только тот, кто понимает истину единения земли и неба, может достичь высшего мастерства.

Перевод П.И. Алешин, редактор Андрей Левин
Иллюстрированный журнал Вьетнам, 1988 г.

Статью прислал Геннадий Озеров (Донецк).

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

СЕМИНАРСКИЕ ЗАПИСИ

Наверх




Форум | Контакты | Новости Нят-Нам.ру | Про Вьетнам | Вьетнамская борьба Нят-Нам | Вьетнамские мифы и сказки | Философия Вьетнама | Картинная галерея | Тематические страницы | Другие ресурсы | Библиотека

Copyright © "Нят-Нам.ру", 2004.