Ветеран войны во Вьетнаме
Воспоминания и творчество
Встреча ветеранов войны во Вьетнаме Вьетнамская война

Воспоминания и творчество. Оглавление.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

НА ГОРЯЧЕЙ ЗЕМЛЕ СРАЖАЮЩЕГОСЯ ВЬЕТНАМА

Войтко Дмитрий Данилович

Войтко Дмитрий Данилович

Для меня сообщение о необходимости поездки в ДРВ было весьма неожиданным, хотя информации о происходящих там событиях было достаточно много, в том числе и о пребывании в дружеской нам стране советских военных специалистов и их участии в боевых действиях с американской авиацией.
Произошло это в конце августа 1966 года, буквально на следующий день после возвращения зенитно-ракетного дивизиона, в котором я проходил службу, с полигона, где были проведены боевые стрельбы и дивизион получил оценку «отлично».
После почти месячного пребывания в песках на Юге нашей страны, уставший от изнурительной жары но, находясь в приподнятом настроении, я (будучи еще холостым), получив от командира на одни сутки «увольнительную», отправился в город, чтобы отдохнуть и встретиться с друзьями.
Вечер был прекрасным, были музыка и вино, и когда ужин приближался к завершению, в зале ресторана неожиданно появился мой непосредственный начальник (командир группы) и сообщил, что меня срочно вызывают в штаб полка по весьма важному вопросу.
А завершилось все это моей отправкой в октябре 1966 года в составе большой группы советских военных специалистов в ДРВ.
Приземлились мы под г. Ханоем ночью. Нервы у всех напряжены (как никак подавляющее большинство из прибывших впервые ступили на землю, где полыхает огонь войны). А тут еще мерцающие вспышки на фоне темного южного неба и доносящееся до аэродрома эхо взрывов бомб.
Ехали с аэропорта до г. Ханоя на автомашинах практически c выключенными фарами. Включенные подфарники светили только под колеса автомашины. Впрочем, таким же образом происходили передвижения по территории ДРВ в течение всего срока моей службы во Вьетнаме.
После непродолжительного пребывания в г. Ханое, связанного с решением организационных вопросов, я в составе полковой группы СВС из десяти человек во главе с участником Великой Отечественной войны полковником Василием Григорьевичем Байковым (к большому сожалению уже ушедшим из жизни) отправился на самый юг ДРВ в провинцию Нгеан на замену «отработавших» свой срок товарищей.
Хочется добрым словом вспомнить моих боевых товарищей по Вьетнаму – членов нашей полковой группы. Это были:
Главный инженер полка подполковник Юрий Петрович Меньших;
Офицер наведения ст. лейтенант Юрий Каратаев;
Техник кабины «П» ст. лейтенант Василий Петрович Игревский;
Техник СВК ст. лейтенант Александр Степанович Попаденко;
Техник РПК ст. лейтенант Владимир Пасько;
Командир взвода стартовой батареи лейтенант Иван Морозов;
Командир взвода разведки (СРЦ) ст. лейтенант Юрий Жданов;
Военврач капитан Владимир Михайлович Кокарев.
Добирались до места назначения две ночи. В ходе этой поездки мы попали в ряд нестандартных для нас ситуаций, которые в дальнейшем стали нормой.
В частности, в первую ночь нашей поездки мы неожиданно встретили на своем пути водную преграду, которая образовалась в результате тропического ливня, когда вместо пересекающего дорогу маленького ручейка (а таких во Вьетнаме тысячи) образовалась река шириной примерно в пятьдесят метров и достигающая глубины порядка полутора метра. Это заставили нас раздеться почти до гола, одежду закрепить на голове, а наших два автомобиля (ГАЗ-69) на руках перенести на другой берег и таким образом продолжить свой путь.
Во вторую ночь на горной дороге перед нами возникло непреодолимое препятствие в виде огромной воронки, образовавшейся от недавно взорвавшейся авиационной бомбы. В результате путь оказался закрытым. На дороге образовалась огромная пробка автомашин (главным образом грузовых, доставлявших грузы на Юг). И тут на помощь пришли местные жители (крестьяне), которые при ликвидации этой преграды поистине творили чудеса. Темной ночью они, практически без освещения и специальной дорожной техники (используя только кирки, лопаты и корзины) в достаточно короткий промежуток времени восстановили дорогу, и движение транспорта было продолжено.
По прибытию к месту назначения, мы сразу же включились в работу. Прежде всего встретились с командованием 238-го зенитно-ракетного полка (ЗРП) Вьетнамской Народной армии (ВНА) и зенитно-ракетных дивизионов, обсудили обстановку в районе дислокации полка, состояние техники и стоящие перед полком задачи. Командиром 238-го полка был подполковник Хой, его заместителем – майор Кань, главным инженером - майор Нгок. Все они были профессионально подготовленными командирами, уже имеющие достаточно большой боевой опыт отражения налетов американской авиации.
Особенностью 238-го ЗРП, в расположение которого прибыла наша группа, являлось то, что он находился на переднем рубеже противовоздушной обороны ВНА в единственном числе и выполнял боевые задачи без прикрытия другими средствами, а поэтому его боевые единицы (дивизионы), дабы избежать потерь, вынуждены были после каждого применения огневых средств (пуска ракет) осуществлять смену боевых позиций и устраивать для американской авиации новые «засады». Вместе с ними перемещались по югу ДРВ и мы.
Главной задачей группы являлось поддержание зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) в технически исправном состоянии и постоянное повышение боевой и технической выучки военных специалистов полка. Техническая часть задачи решалась путем выезда соответствующих специалистов на объекты (дивизионы), где производилось устранение неисправностей (неполадок) или же проводились совместно с вьетнамскими специалистами плановые профилактические (регламентные) работы. Количество таких поездок никто не определял и не считал. Их необходимость, срочность и неожиданность воспринимались всеми специалистами группы спокойно, как долг или как было принято в СССР - НАДО!
Одновременно шло обучение вьетнамских специалистов и передача им практического опыта. При этом решению второй части главной задачи, а именно, обучению, значительное внимание уделялось в те периоды времени и тем боевым единицам полка, которые по тем или иным причинам не могли вести боевые действия.
Безусловно, что в ходе выполнения поставленных перед группой задач возникало много различных ситуаций и обстоятельств обусловленных, прежде всего особенностями той обстановки, которая имела место в районе дислокации полка. Это практически непрерывное нахождение в воздушном пространстве самолетов-разведчиков или боевых самолетов противника, отсутствие (разрушение после авиационных налетов) мостов через реки, число которых во Вьетнаме огромное, и постоянные налеты американской авиации на паромные переправы (в ночное время - с осветительными бомбами), через которые приходилось переправляться при поездках на объекты. Свой отпечаток накладывали тяжелые климатические условия Вьетнама: жара, высокая влажность, приводящие к потере значительной части человеческого веса, а иногда и сознания.
В этом плане мне бы хотелось остановиться лишь на одном примере, который, на мой взгляд, позволит подчеркнуть то, в каких сложных условиях советским военным специалистам приходилось выполнять свой воинский долг.
В начале февраля 1967 года по случаю праздника вьетнамского Нового года Тэт по восточному календарю в боевых действиях между США и Северным Вьетнамом на несколько дней было объявлено перемирие.
Воспользовавшись такой паузой, командование ВНА принимает решение направить в район демилитаризованной зоны (17-й параллели) зенитно-ракетный дивизион с целью организации там «засады» и нанесения по врагу неожиданного удара. Вслед за дивизионом отправилась туда и наша группа.
Обстановка на границе между Севером и Югом по настоящему напоминала прифронтовую (в полном смысле этого слова). Большая часть домов там было разрушено нескончаемыми бомбардировками. Большинство местного населения жило в землянках. В землянках разместили и нас.
Практически в каждом доме (землянке), где нам пришлось побывать, на стенах висели винтовки и связки гранат. Население было готово вступить в неравную схватку с агрессором, который оккупировал Юг, и в любой момент времени мог вторгнуться на территорию Севера. Несмотря на новогоднее перемирие, американская тяжелая артиллерия продолжала обстрел территории ДРВ (снаряды постоянно свистели над нашими головами). Происходило непрерывные перемещения с Юга на Север (на отдых) и обратно (для продолжения борьбы) групп бойцов освободительной армии. И на этом фоне наблюдалось наглое поведение американских летчиков, которые буквально в 5-10 км от нашего расположения, совершая круг за кругом, тренировались на точность бомбометания. За такую самоуверенность они вскоре серьезно поплатились. Но об этом чуть ниже.
По прибытию в «зону» (после небольшого отдыха) группа отправилась на позицию дивизиона. К этому времени ЗРК уже был развернут и достаточно хорошо замаскирован. Началась тщательная подготовка техники к выполнению ответственной задачи. Работы велись днем и ночью, так как период перемирия был очень коротким, а поставленная задача требовала готовности дивизиона к выполнению боевой задачи до его окончания.
Благодаря совместным усилиям советских и вьетнамских специалистов все подготовительные работы были выполнены в установленный срок, а параметры ЗРК были приведены в норму.
Следует подчеркнуть, что вьетнамские товарищи очень бережно относились к советским специалистам и в минуты опасности прилагали все усилия, чтобы сберечь им жизнь. На этот счет было прямое указание самого Президента Хо Ши Мина. Это проявилось и в той обстановке, в которой мы находились.
Закончилось время перемирия, ЗРК к бою готов и командование ВНА предлагает нашей группе уехать из «зоны», дабы не подвергать нас опасности. При попытке старшего группы возразить на такое предложение ему было вежливо заявлено: «Вы свою часть задач выполнили, а мы постараемся ее завершить. Мы отвечаем за жизнь каждого из вас».
Подобная забота и внимание оказывалось нам и во время налетов на боевые позиции ЗРК, и во время поездок по территории ДРВ и при других опасных обстоятельствах. О том, что нас на каждом шагу подстерегала опасность, мы еще раз убедились, возвращаясь из «зоны».
Наш отъезд из «зоны» происходил уже в тот период, когда возобновились интенсивные налеты авиации на территорию ДРВ. Поездка оказалась весьма сложной. Ехали ночью. Земля и небо буквально полыхали от взрывов бомб и висящих повсюду «фонарей». Ехали медленно, часто приходилось останавливаться и прятаться под деревья или же в канавы. Все обошлось.
Поздно ночью мы подъехали к переправе через реку, ширина которой составляла порядка 500-600 метров. К счастью к этому времени на окружающей нас территории наступило затишье (возможно, что янки отправились отдыхать) и мы на пароме благополучно преодолели водную преграду. Вьетнамские товарищи тут же поселили нас на отдых в деревне, находящейся вблизи от реки. Спали на циновках. Сон (после пережитого в пути) был тревожным. А утром местные жители сообщили нам о том, что паром, на котором мы переправлялись ночью, подорвался на плавающей мине, которые в то время американцы начали широко применять в устьях больших рек в местах переправ. Как выяснилось, подрыв парома произошел при совершении им следующего после нас рейса. Так что нам в очередной раз повезло.
Через несколько дней после возвращения к месту своего «постоянного» пребывания, мы получили сообщение о том, что в районе 17-й параллели вьетнамские ракетчики 238-го ЗРП впервые сбили американские стратегические бомбардировщики В-52. Позже были уточнены подробности этого боя:
Хорошо замаскировавшись, соблюдая режим полного радиомолчания, дивизион затаился в засаде. Американские летчики, в очередной раз уверовав в свою безнаказанность, тройкой В-52 совершили очередной налет на близлежащие к 17-й параллели объекты ДРВ без помехового прикрытия, за что и поплатились – тремя ракетами вьетнамцы сбили два В-52. Один из них упал в горах на территории Лаоса, второй - в море, а третий «дал деру».
Безусловно, огромную роль в успехе сыграл фактор внезапности - засада, да и техника не подвела. Этот успех явился результатом совместных усилий советских и вьетнамских военных специалистов. К большому сожалению, не удалось выйти из боя без потерь и ЗРК. Самолетами прикрытия он практически был полностью разбит и восстановлению не подлежал - американцы не могли спокойно перенести свое поражение.
В заключение следует отметить, что в период участия советских военных специалистов в боевых действиях во Вьетнаме был накоплен значительный опыт в части боевого применения радиолокационных средств и их эксплуатации в экстремальных условиях, который способствовал дальнейшему развитию и совершенствованию зенитно-ракетных средств войск ПВО страны.

Март 2004 г.

Войтко Дмитрий Данилович, полковник.
Кандидат технических наук, имеет ученое звание - старший научный сотрудник (доцент).
Родился 01.11.1942 г. в Винницкой области.
В 1960 г. поступил в Житомирское Краснознаменное военное радиотехническое училище после окончания которого в 1963 г. продолжал службу в Войсках ПВО.
С октября 1966 по октябрь 1967 гг. участвовал в боевых действиях во Вьетнаме старшим техником координатной системы ЗРК.
После возвращения из Вьетнама назначен на должность начальника 1-го отделения – офицера наведения зенитно-ракетного дивизиона. В 1974 г. окончил Харьковскую Военную инженерную радиотехническую академию им. маршала Говорова и был направлен в Москву в военный НИИ, где и закончил службу заместителем начальника отдела в 1996 году.
Награжден орденом «Красной Звезды», знаком «Воин-интернационалист» и 12 медалями в т.ч. вьетнамской медалью «Дружбы».

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

Воспоминания и творчество. Оглавление.

Наверх




Новости | Об организации | Незабываемый Вьетнам | Поиск соратников | Старые фотографии | Воспоминания и творчество | Форум

Copyright © "Нят-Нам.ру", 2007.