Дневник Данг Тхюи Чанг
Послесловие
ПОКОЛЕНИЕ БЛАГОРОДНЫХ ИДЕАЛОВ И НАДЕЖД
Военный врач-хирург Данг Тхюи Чанг автор дневника, прошедшего невероятно сложный путь прежде чем попасть к читателю, - моя ровесница. Наверное поэтому на одном дыхании прочитав её дневник я мысленно снова перенёсся в далёкие 1965-1966 годы, когда в составе Группы советских военных специалистов (СВС) участвовал в боях Первого (236-Ханойский), затем Третьего (285-Хайфонский) зенитных ракетных полков (ЗРП) Вьетнамской Народной армии (ВНА), отражая налёты американской авиации на территорию Северного Вьетнама - родины Тхюи.
Передо мной ясно возник образ молодой, красивой вьетнамки с чуткой, отзывчивой душой, доброжелательной и нежной в отношениях с родными и друзьями, целеустремлённой и настойчивой в достижении поставленной цели. Доброе, трепетное сердце Тхюи наполнено чувством любви и сопереживания к друзьям и коллегам-медикам и глубокого сострадания к раненым бойцам и командирам.
Этот образ возник у меня неспроста. Я хорошо помню лица и даже голоса вьетнамских военных медиков - врачей и медсестёр Ханойского военного госпиталя, вылечивших меня от тяжёлой, изнурительной болезни – амёбной дизентерии, которой я заболел в январе 1966 года на боевой позиции 61-го огневого дивизиона 285 ЗРП. К несчастью я не сразу обратился за помощью к нашему военврачу майору медицинской службы Конобеевскому Ю.И., т.к. военных специалистов-стартовиков в полку остро не хватало и заменить меня в тот период было просто некому. Поэтому к моменту поступления в госпиталь болезнь уже изрядно истощила меня: при росте 177 см. мой вес был всего 49 кг.
Помню весёлую, неунывающую Зой, юную, застенчивую процедурную медсестру Лиен, милую, мечтательную Куинь.
Благодаря их стараниям и заботам болезнь отступила, и уже через 14 дней я снова смог вернутся в боевой строй. Даже очень болезненные уколы, сделанные их нежными девичьими руками, казались ласковым прикосновением и не вызывали такой сильной боли. А Лиен, вводя лекарство шприцом, одновременно поглаживала место укола мизинцем правой руки, каким-то волшебным образом снимая боль.
Душа женщины – это душа народа. Подтверждение тому святое понятие, выраженное крылатыми словами – Родина Мать, живущее в языках почти всех народов Мира.
Сокровенные мысли и мечты, записанные Тхюи в её дневнике не предназначались для посторонних глаз, но в них отражено всё то, чем жили и о чём мечтали в годы войны Сопротивления миллионы её сверстников и людей моложе и старше по возрасту. Мне кажется, что под её словами смог бы подписаться каждый соотечественник – патриот Вьетнама.
Всё записанное Тхюи в полевом дневнике красноречиво говорит о богатом душевном мире, чуткости и поэтическом таланте автора. Читая дневник, понимаешь - Тхюи гордая, в чём-то бескомпромиссная девушка, с некоторыми идеалистическими взглядами. Но её идеалы не вымышленные – это любимые ею вьетнамские народные герои, герои-патриоты из известных романов советских и европейских писателей: Павел Корчагин – «Как закалялась сталь» Николая Островского, Артур Монтанелли – «Овод» Этель Войнич.
Жизненный девиз Тхюи: «В жизни приходится преодолевать бури, но нельзя склонять голову перед ними», и она следует ему всегда.
Высокое чувство патриотизма и профессионального долга побуждает её к полной самоотдаче в тяжёлой повседневной работе полевого хирурга, а смерть каждого воина она переживает как личную трагедию.
Во имя достижения окончательной победы над врагом Тхюи готова к самопожертвованию. А ведь она ещё так молода и казалось бы вся её жизнь ещё впереди…
Дневник написан образным, поэтическим языком и читается легко, как теченье тихо журчащего горного ручейка, берущего начало из чистого родника волнующих чувств живой, необъятной души Тхюи. Сокровенные мысли о жизни, чести, справедливости, её переживания, доверенные маленьким листочкам записных книжек дневника, философски глубоки и в то же время близки и понятны всем людям. В них выражена ненависть к войне и врагам Родины, печаль о погибших, переживания неразделённой любви, тревога при расставании и щемящее чувство разлуки, грусть воспоминаний о родителях и о прекрасном мирном детстве, мечты о возвращении домой, жажда испытать чувство большой и чистой любви, снова обрести мир и ощутить счастье послевоенной мирной жизни, до которой ей так и не суждено было дожить…
То, как ответственно Тхюи относится к своей повседневной, изматывающей работе полевого хирурга, терпя постоянные лишения, преодолевая все невзгоды и неустроенность быта фронтовой жизни, показывает твёрдость и настойчивость характера на первый взгляд совсем негероической девушки.
Иногда Тхюи бывает слишком самокритична, и в то же время она легкоранима, иногда обидчива и даже, как всякая женщина, немного капризна, но главное в её характере – доброта и отзывчивость, не мешающая чувству любви к Родине и жгучей ненависти к врагам.
Эти сложные и противоречивые чувства и переживания Тхюи, испытываемые ею в условиях непрерывных боёв, каждодневная борьба за жизнь раненых и преодоление огромных трудностей закаляют Тхюи. За пять лет работы полевым военным хирургом Тхюи стала опытным специалистом-руководителем, она обучила врачебному делу многих своих более молодых коллег.
Её короткая, наполненная постоянными тревогами и сильными переживаниями жизнь уникальна. Она яркой звездой пронеслась по небосводу и поднялась высоко в небо, озаряя своим чистым благородным светом жизнь и судьбу своего героического поколения, победившего жестокого и сильного врага и добившегося полного освобождения и воссоединения страны – Вьетнам стал свободным, единым государством.
Тхюи одна из многих миллионов вьетнамцев на протяжении почти тридцати лет, самоотверженно сражающихся за освобождение своей Родины, стойко перенося невыносимые страдания и мучительную боль. В её судьбе отражена жизнь и судьба всего вьетнамского народа, его характер и лучшие традиции: доброта, душевность и отзывчивость вьетнамцев, их уважительность, взаимовыручка и готовность помочь даже совсем незнакомому человеку.
Эти черты характера в равной мере присущи и вьетнамцам, и русским, потому что исторически наши народы пережили огромные страдания и лишения в жестокой, но справедливой борьбе против внешнего врага, когда решалась судьба Родины, судьба народа, и в итоге русские и вьетнамцы всегда выходили победителями.
Русское сердце всегда было отзывчиво к чужой беде, и во все века русский народ всегда помогал страдающим и всегда был на стороне более слабых. Помочь людям в беде - это благородно.
Должен напомнить, что через огонь вьетнамской войны прошли более 11 тысяч советских военнослужащих, защищавших небо и землю Вьетнама.
Вьетнамцы это помнят и ценят.
Необходимо отметить, что руководство страны и народ Вьетнама свято хранит благодарную память о неоценимой помощи Советского Союза и о советских военных специалистах, оказывавших эту помощь воинам Вьетнамской Народной армии в годы войны.
Вьетнам, пожалуй, единственная страна среди тех, кому Советский Союз оказывал помощь в борьбе за независимость, народ которой спустя многие десятилетия сохраняет чувства искренней благодарности к советским людям и подтверждает это добрыми делами по отношению к советским ветеранам войны во Вьетнаме.
Сейчас, когда некоторые наши бывшие «союзники» по Варшавскому договору и даже бывшие союзные республики СССР разрушают и сносят памятники советским солдатам, погибшим при освобождении оккупированных фашистами территорий этих стран, Вьетнам – единственная страна в мире, из тех, кому помогал Советский Союз – возвел в Камрани мемориальный комплекс с величественным монументом из красного гранита в память советских, российских и вьетнамских военнослужащих, отдавших жизнь за мир и стабильность в регионе.
Наша дружба рождалась в боях, она скреплена совместно пролитыми потом и кровью наших боевых товарищей в годы войны, и независимо от сиюминутной политической конъюнктуры и стараний некоторых недальновидных политиков перечеркнуть историю и традиции боевой дружбы, она будет продолжаться, пока будут уважать и помнить своих ветеранов войны во Вьетнаме и в России.
Ведь у наших народов одна общая цель – построение общества социальной справедливости, а народ невозможно обмануть, он всегда за справедливость.
Молодые люди, вдумчиво прочитавшие книгу дневников Тхюи смогут понять и прочувствовать ту тяжелейшую историческую эпоху войны во Вьетнаме – одной из самых жестоких и кровопролитных войн ХХ века, в которой погибли миллионы вьетнамских юношей и девушек и в их числе сгорела светлая жизнь Тхюи. Эта книга позволит молодому читателю прикоснуться к чистому роднику светлой души Тхюи и поможет каждому определить для себя те жизненные ориентиры и критерии, которые позволят сохранить чистоту их собственной души.
В годы войны многие мои однополчане-вьетнамцы читали советские книги, переведенные на вьетнамский язык, и хорошо знали о подвигах Героев Советского Союза совершённых в годы Великой Отечественной войны: Александра Матросова, Зои Космодемьянской – «Повесть о Зое и Шуре» - Любови Тимофеевны Космодемьянской, Алексея Маресьева – «Повесть о настоящем человеке» - Бориса Полевого, Олега Кошевого – «Молодая гвардия» Александра Фадеева, партизанки-разведчицы Лизы Чайкиной - «Чайка» Николая Бирюкова, комсомольца-десантника Юрия Смирнова, зверски замученного (распятого на кресте) фашистами, но не выдавшего военную тайну
http://www.kostroma.net/~kounb/kos/uchvov/smirnov.htm
Мои однополчане-вьетнамцы брали с них пример, настойчиво с полной самоотдачей изучая сложную военную технику и осваивая боевую работу на зенитно-ракетном комплексе (ЗРК) С-75 «Двина». У нас были способные и целеустремлённые вьетнамские ученики. Они в кратчайший срок освоили ЗРК С-75 и вскоре смогли уже самостоятельно и успешно выполнять боевую задачу по отражению налётов американских самолётов.
Они говорили нам: «Вы учите нас воевать, а мы учимся у вас побеждать. Так же как вы победили фашистов, мы обязательно победим американцев». Но Победа тогда была ещё так далеко…
Так случилось, что первый советский солдат, смертельно раненый в бою в воскресенье 17 октября 1965 г., защищая небо Вьетнама, был ракетчик 82 огневого дивизиона 238 ЗРП тоже по фамилии Смирнов.
В этом бою 82 дивизион, уничтожив 2 самолёта противника ударной группы, сам подвергся бомбовому удару самолётов прикрытия. Была выведена из строя станция наведения ракет (СНР), две пусковых установки, погибли и были ранены несколько вьетнамских военнослужащих.
Были также ранены двое советских военнослужащих срочной службы, один из них, рядовой Виталий Смирнов из Кемеровского полка – смертельно. Лучшие врачи Ханойского военного госпиталя – коллеги Тхюи - боролись за его жизнь, но беспощадная смерть настигла Виталия 24.10 1965 г. Ему было всего 20 лет. Дома у него остались жена и маленькая дочка Наташа (ей было тогда 1 год и 4 месяца).
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга по оказанию интернациональной помощи народу Вьетнама рядовой Виталий Смирнов был награжден орденом Красного Знамени и вьетнамским орденом «За Боевой Подвиг» II степени, посмертно.
Многие годы по известным причинам секретности участие советских военнослужащих в войне во Вьетнаме оставалось тайной за семью печатями…
В конце 2011 г. Наташа через интернет связалась со мной и, почти полвека спустя, впервые узнала обстоятельства гибели своего отца из воспоминаний бывшего командира стартовой батареи группы СВС 238 ЗРП ВНА, генерала (в 1965 г. ст. лейтенанта) Демченко Юрия Алексеевича, подробно описавшего этот трагический бой
http://www.nhat-nam.ru/vietnamwar/memory3.html ).
Особенно переживал гибель Виталия Смирнова капитан (ныне полковник) Богун Евгений Иванович, отбиравший Виталия в Кяхте и помнивший его слова: «Товарищ капитан, возьмите меня, я Вас не подведу».
Фотоархив Богуна Е.И.
http://www.nhat-nam.ru/vietnamwar/oldfoto20.html .
Недавно Наташа разместила в интернете Фотоальбом «В память об отце»
http://www.nhat-nam.ru/vietnamwar/oldfoto41.html, в котором представлены семейные, школьные, армейские и др. фотографии Виталия Смирнова, позволяющие увидеть весь короткий жизненный путь обыкновенного русского парня, так же как и Тхюи, отдавшего жизнь, защищая землю и небо Вьетнама. В феврале 2007 года на родине Виталия Смирнова в посёлке Яя, Кемеровской области в память о нём была открыта мемориальная доска, а улица Московская, на которой он жил переименована в улицу ВИТАЛИЯ СМИРНОВА.

Думаю, что во имя сохранения традиций боевой дружбы между армиями и народами России и Вьетнама пришло время к 50-летию создания ЗРВ ВНА и 40-летию освобождения Южного Вьетнама в 2015 г. увековечить память вьетнамских и советских ракетчиков, защищавших небо Вьетнама - погибших на боевом посту, умерших от ран и болезней, сооружением достойных памятников в городах Ханое и Хайфоне, чтобы ветераны и молодёжь Вьетнама и России смогли в дни государственных праздников поклониться памяти героев и в знак признательности и уважения к ним возложить цветы к подножью монументов.
Уверен, что сердце каждого прочитавшего эту книгу отзовется чувством сопереживания и сострадания к тем кто, беззаветно любя свою Родину, погиб в борьбе за её свободу и независимость, испытает гордость, что такие самоотверженные люди всегда есть среди нас.
Родина должна знать и помнить своих героев.
Воспоминания о Вьетнаме
Далекий год 65-й,
Тревожный, неспокойный мир,
А мы, советские ребята,
Надежно защищаем тыл.
Во влажных тропиках Вьетнама,
Вдали от Родины своей,
Прикрывши голову панамой,
Мы вспоминаем матерей.
Писать им правду мы не смели:
Зачем до срока волновать?
Мы берегли их, как умели,
И не хотели огорчать.
Здесь джунгли-заросли сплошные,
Не то, что русские леса,
Гуляют смерчи огневые,
И копоть въелась в небеса.
Ночной тропой судьбу обходим –
Её опасный поворот;
Болота, сопки, джунгли, горы...
Засада – «Пуск!». «Подъем-поход».
Дивизион готовим к бою,
Рассвет уже торопит нас,
И не дано нам знать с тобою,
Что бой начнётся через час.
Жара густая, словно в бане,
А влажность, даже выше ста,
И пот соленый разъедает
Нам пересохшие уста.
На старте глухо, грунт - как камень,
Кирка искрою торит путь,
Сошник последний забивая,
Надеюсь чуть передохнуть.
Сигнал «Тревога!». Мчатся цели,
Пытаясь в глубь страны пройти,
Есть! Все готово! Мы успели
Их на секунды обойти.
Команда «Пуск!», прессуя время,
Взорвав пространства тишину,
Ракета мчится точно к цели,
По тем, кто начал здесь войну.
В боях мы чаще побеждали,
Но не всегда и не везде,
И боевых друзей теряли
На опаленной той земле.
Не всем пришлось домой вернуться
И встретить тех, кто верил нам.
Пусть никогда не повторится
В огне пылающий Вьетнам!
Почётный профессор РАЕН,
Председатель Президиума Межрегиональной общественной организации ветеранов войны во Вьетнаме
http://www.nhat-nam.ru/vietnamwar/index.html
Николай Николаевич Колесник